№ |
Наименование раздела программы |
Тема урока
этап проектной или
исследовательской деятельности |
Количество
часов |
Тип урока форма
и вид деятти обучающихся форма занятий |
Элементы
содержания |
Требования к уровню подготовки
обучающихся результат |
Вид контроля Измерители |
Элементы дополнительного
необязательного содержания |
ДЗ |
Дата проведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
план |
факт |
1 |
|
Что изучает предмет «граждановедение». |
1 |
Вводный урок |
Предмет граждановедения.
|
Работать со справочным
аппаратом книги. |
Беседа. |
|
Введение |
|
|
Россия и россияне. |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Почему Родину
называют Родиной |
1 |
Урок изучения нового
материала |
Что такое Родина? Что
общего у родных. Поэты и и писатели о Родине. Родная
земля. Наш общий дом. |
Пересказывать текст
учебника; понимать слова «родная земля» и «Родина».
|
Вопросы, краткие ответы.
|
«Малая родина». |
§ 1, подобрать стихи о
Родине |
|
|
3 |
|
Что еще есть общего у
россиян. |
1 |
Комбинированный урок |
Наше общее имя. Наша
общая историческая судьба. Наша общая память. |
Знать, что объединяет
россиян; называть исторические произведения русских
писателей, поэтов, композиторов. |
Составление рассказа,
вопросы. |
Александр Невский. |
§ 2, сообщение о героях
России. |
|
|
4 |
|
Мы – россияне. |
1 |
Комбинированный урок |
Наш общий язык. Наша
общая цель. Общество. Когда все россияне чувствуют
себя родными. |
Называть признаки,
которые объединяют россиян. |
Беседа |
|
§ 3, вопросы |
|
|
5 |
|
Кого называют
гражданином. |
1 |
Комбинированный урок |
В чем смысл слова
«гражданин». Город, город, горожанин. Гражданин и
поданный. |
Объяснять значение
слова «гражданин», выявляя сходства и различать
понятий «гражданин» и «подданный» |
Задания с кратким
ответом |
|
§ 4 |
|
|
6 |
|
Почетное звание –
гражданин. |
1 |
Комбинированный урок |
Граждане Древних Афин.
Гражданин Кузьма Минин. Гражданин отечества –
достойный сын. |
Давать определение
понятия «гражданин»; высказывать свою точку зрения.
|
Беседа, вопросы. |
Демократия. |
§ 5, сообщение о
Перикле. |
|
|
7 |
|
Общее дело и власть
народа. |
1 |
Комбинированный урок |
Служить и прислуживать.
Общее дело. Республика. Политические права. |
Называть политические
права; различать понятия «республика» и
«демократия», приводить примеры. |
Беседа, работа со
словариком. |
Демократия. «Прямая
демократия». |
§ 6 |
|
|
8 |
|
Политические права
граждан. |
1 |
Комбинированный урок |
Право избирать. Право
на свободу слова. Право на собрания, митинги,
демонстрации. Что и почему закон запрещает. |
Различать политические
права; понимать общее и различное между прямой и
представительной демократией. |
Работа с таблицей,
беседа. |
Представительная
демократия. |
§ 7, вопросы к § |
|
|
9 - 10 |
|
Общество граждан.
|
2 |
Комбинированный урок |
Общество и общественные
организации. Как можно создать общественную
организацию. Почему общественная организация должна
регистрироваться? Как общественные организации могут
участвовать в управлении страной. |
Давать определение
понятия «общество»; называть общественные
организации нашей страны. |
Беседа, задания с
развёрнутым ответом.
|
Историческое развитие
общества: первая ступень, охота и собирательство,
вторая ступень – огородничество, третья –
скотоводство и земледелие, четвёртая – возникновение
классов и государств, пятая – современное общество. |
§ 8 |
|
|
11 |
|
Человек и его семья. |
1 |
Комбинированный урок |
Члены семьи их права и
обязанности. Отношения между родителями и детьми.
Роль семьи в жизни человека.
|
Знать какие задачи
решает человеческая семья; называть членов семьи.
|
Беседа, творческое
задание |
|
Записи в тетради |
|
|
12 |
|
Труд и мы. |
1 |
Комбинированный урок |
Труд – основа жизни.
Богатство и бедность.
|
Объяснять, почему важен
труд в жизни человека. |
Беседа, вопросы. |
|
Записи в тетради |
|
|
13 |
|
Школа в жизни
человека. |
1 |
Комбинированный урок |
Роль школы в жизни
человека, его развитии. Современная школа. Учись
учиться. Школьные проблемы: неуспеваемость, неумение
находить общий язык с одноклассниками, конфликт с
учащимися. Пути разрешения проблем. Друзья и
ровесники. |
Понимать необходимость
образования для современного школьника; высказывать
свое мнение о школьных проблемах. |
Выполнение творческого
задания «Современная школа». |
История школьного
обучения. |
Записи в тетради;
творческое задание |
|
|
14 – 15 |
|
Символы России. |
2 |
Комбинированный урок |
Символы России: герб,
флаг, гимн. Российский государственный герб, его
составные части, их смысл. Российский
государственный флаг, смысл его цветов. Красное
знамя победителей в Великой Отечественной войне. Что
такое гимн? Новый гимн Российской Федерации. |
Знать историю символов
России; называть смысл цветов российского флага. |
Беседа, творческое
задание. |
Происхождение герба.
История гимна в России. |
Записи в тетради |
|
|
16 - 17 |
|
Россия и
россияне. |
2 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Общество. Различные
стороны общества – политическая, экономическая,
социальная, культурная. Россия. |
Высказывать свое
мнение; давать определения понятий темы. |
Беседа, работа с
понятиями. |
|
Повтор. |
|
|
Как государство защищает своих
граждан. |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
Что должно защищать
государство. |
1 |
Урок изучения нового
материала
|
Что такое выборы.
Налоги и налогоплательщики. Главная задача власти.
Как государство защищает наши права. |
Знать назначение
выборов; высказывать свое мнение о необходимости
выборов; работать со статьями закона. |
Работа с документами.
|
Конституция. |
§ 9, вопросы |
|
|
19 |
|
Обычай и закон. |
1 |
Комбинированный урок |
История появления
законов. Обычаи. Что такое закон. |
Понимать роль законов в
жизни общества и человека; объяснять значение
Конституции. |
Беседа, вопросы. |
|
§ 10 |
|
|
20 |
|
Суд -
правоохранительный орган. |
1 |
Комбинированный урок |
Права и обязанности.
Что охраняют правоохранительные органы. Зачем нужны
суд и судьи. Суд в современной России. |
Объяснять, что такое
суд и кто такие судьи; высказывать свое мнение о
деятельности суда. |
Беседа, творческое
задание. |
Суд присяжных. Народные
заседатели. |
§ 11, вопросы |
|
|
21 |
|
Прокурор и
прокуратора. |
1 |
Комбинированный урок |
Судебные приставы.
Присяжные заседатели. Уголовные дела. Прокурор.
Прокуратура. Когда в суде нужен прокурор. |
Знать значение понятия
«прокурор», рассказывать о ходе судебного заседания. |
Беседа, работа с
понятиями |
История возникновения
прокуратуры. |
§ 12, сообщение об
истории прокуратуры |
|
|
22 |
|
Адвокат. |
1 |
Комбинированный урок |
Защитник-адвокат. Что
защищает адвокат. Презумпция невиновности. Судебное
состязание. |
Объяснять функции
адвоката; высказывать свое мнение о презумпции
невиновности. |
Задания с развёрнутым
ответом. |
Юридическая
консультация. |
§ 13 |
|
|
23 |
|
Милиция. |
1 |
Комбинированный урок |
Милиция и милиционеры.
Что должна делать милиция. Криминальная милиция.
Милиция общественной безопасности. |
Называть задачи
милиции; объяснять, почему нужно соблюдать правила
дорожного движения. |
Беседа, работа с
понятиями |
|
§ 14, вопросы |
|
|
24 |
|
Омбудсмен.
|
1 |
Комбинированный урок |
Когда и где появился
омбудсмен. Когда в России появился омбудсмен. |
Рассказывать о
полномочиях омбудсмена. |
Задания с кратким
ответом |
Уполномоченный по
гражданским правам. |
§ 15 |
|
|
25 - 26 |
|
Государство и
закон. |
2 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Парламент.
Уполномоченный. Администрация. Законы в современном
обществе. |
Работать с понятиями;
высказывать свое мнение о роли закона в современном
обществе. |
Диктант по понятиям,
вопросы. |
|
Повтор. |
|
|
Юный гражданин России. |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
27 - 28 |
|
Как становятся
гражданином России. |
2 |
Урок изучения нового
материала
|
Гражданин и
гражданство. Как стать гражданином России. Право
быть гражданином. |
Уметь употреблять слово
«гражданин» в разных значениях. |
Работа с документами;
вопросы. |
Гарантии прав и свобод
гражданина. |
§ 16, вопросы |
|
|
29 |
|
Первый документ
гражданина. |
1 |
Комбинированный урок |
Первый документ
гражданина. Зачем ребенку нужно свидетельство о
рождении. Право на рождение. Паспорт. |
Понимать значение
документов гражданина. |
Беседа, вопросы. |
|
§ 17, вопросы |
|
|
30 |
|
Мировая конституция
прав ребенка. |
1 |
Комбинированный урок |
Конвенция о правах
ребенка. Значение Конвенции о правах |
Понимать значение слова
«Конвенция»; выделять главную идею Конвенции о
правах ребенка. |
Работа с документами,
беседа. |
Организация
Объединенных Наций. |
§ 18, сообщение об
истории Конвенции. |
|
|
31 |
|
Семья и закон. |
1 |
Комбинированный урок |
Во что может
вмешиваться закон. Документ о правах и обязанностях
детей и родителей. На что родители имеют право. |
Объяснять права и
обязанности родителей и детей; высказывать свое
мнение. |
Работа с документами,
беседа. |
|
§ 19, вопросы |
|
|
32 |
|
На что дети имеют
право. |
1 |
Комбинированный урок |
Когда у гражданина
России появляются права. Право на имя. Право жить и
воспитываться в семье. Права малолетних. |
Знать, что означает
право на имя, кто должен защищать права детей;
объяснять права детей. |
Беседа, вопросы. |
Дееспособность. |
§ 20 |
|
|
33 – 34
|
|
Я – гражданин
России. |
2 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Гражданин, закон,
государство. Права и обязанности граждан России. |
Уметь употреблять
понятия темы; называть |
Вопросы, задания
различного уровня сложности. |
|
Повтор. |
|
|