Интегрированный урок по теме
«Художественная культура в первой половине
ХIХ века».
Кирсанова М.И., учитель литературы.
Зайцева Н.В., учитель истории.
Тип урока:
урок-обзор.
Форма урока:
защита проекта.
Цели и задачи:
учащиеся должны иметь
представление о феномене Золотого века; раскрыть
художественную ценность новых направлений в искусстве конца
ХIХ — начала ХХ века; учащиеся должны уметь
находить необходимую информацию в справочной литературе,
применять её при создании проекта публичного выступления и
участвовать в презентации результатов групповой работы;
учащиеся должны
совершенствовать коммуникативные навыки, умение разрешать
демократическим путем конфликтные ситуации и объективно
оценивать результаты своей деятельности.
Основные понятия:
Золотой век, реализм, романтизм, бытовой жанр.
Материалы и
оборудование: записи из
произведений Глинки, Варламова, Даргомыжского; репродукции
картин Брюллова, Федотова, Кипренского, Тропинина и др.;
портреты Брюллова, Варламова, Глинки, Алябьева, Гурилева,
Жуковского, Пушкина, Кипренского, Тропинина, Венецианова,
Федотова, Лермонтова, Мочало ва, Щепкина; бутафория: столик
со скатертью, подсвечником и пр.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
Учащиеся и гости занимают свои места под
музыку.
II. Объявление темы и целей урока.
Звучит романс «На заре ты её не 6уди».
Учитель истории:
«Прозвучал известный романс Варламова «На
заре ты её не буди» на стихи Фета. Он написан более 150 лет
назад, но и сегодня не оставляет слушателей равнодушными.
Это не случайно, ведь создан он был в период расцвета
русской художественной культуры. Первая половина 19 века
отмечена появлением настоящих шедевров в живописи, музыке,
литературе, театре. Как можно объяснить этот феномен?».
(Примерный ответ учащегося: Этот
феномен можно объяснить таким образом:
во-первых, победа России в войне с
Наполеоном пробудила необыкновенный подъем патриотических
чувств в русском обществе и искусство отражает все эти
перемены. В различных произведениях искусства повышается
интерес к национальной самобытности. Во-вторых, восстание
декабристов 1825 года и развитие общественного движения в
30-40 годы привели к расширению тематики художественных
произведений. Нередко в трагической неразрешимости
поднимаются проблемы противостояния народа и власти,
государства и личности).
Учитель литературы:
«Названные вами причины послужили основой для
формирования двух основных направлений в русской
художественной культуре: романтизма и реализма. И сего дня
на уроке мы должны раскрыть художественную ценность этих
направлений в искусстве первой половины 19 века. для этого
две недели назад класс был поделен на две творческие группы,
которые подготовили к этому уроку свои проекты. Конечно, в
рамках одного урока мы не сможем охватить все явления
культуры того времени. Мы рассмотрим лишь новые явления в
литературе, музыке, живописи и театре».
Учитель истории:
«На уроке мы станем участниками презентации
проектов, а также увидим самооценку результатов групповой
работы учащихся».
Учитель литературы:
«Наши гости тоже могут принять участие в
оценивании детских выступлений. Обратите внимание на таблицы
оценки. После презентации каждого проекта вам нужно их
заполнить, выделив 1-2 наиболее значимых критерия оценки».
III. Защита проектов.
Учитель истории:
«Для защиты проекта приглашается первая
группа, представляющая литературу и театр».
Проект
«Литература и театр первой половины XIX века».
Звучит музыка.
Ученик 1:
«Наша творческая группа представляет проект
«Литература и театр первой половины XIX века».
Ученик 2:
«XIX век можно назвать золотым веком русской
литературы. Озаренная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя,
блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова русская
литература в первой половине 19 столетия сделала поистине
гигантский шаг вперед».
Ученик 3:
«В этот период начинается новая страница в
истории русского театра. Недаром, говоря об игре русских
актеров, Герцен отмечал: «Они были великие артисты, артисты
по признанию и по труду. Они создали правду на русской
сцене».
Ученик 4:
«Итак, мы открываем наш устный журнал, в со
страниц которого вы узнаете о том, что важнейшей
особенностью развития литературы и театра первой половины
XIX века была быстрая смена художественных направлений и
одновременное существование различных художественных
стилей».
Ученик 1:
«Первая страница журнала — «Романтики русской
литературы». На наш взгляд, самым ярким представителем
романтизма является Василий Андреевич Жуковский. Его баллады
вдохновляют и современных композиторов. Литературный перевод
с немецкого Жуковского, музыка Теплова».
Звучит романс «Лесной царь» на слова
Жуковского.
Ученик 5:
«Романтические поэмы и стихи Жуковского — это
фантастический мир духов, призраков, колдунов, водяных. И у
нас, читателей, создается впечатление таинственности,
возникает ощущение бессилия человека перед тайнами
окружающего мира. Я думаю, что поэт в своих произведениях
утверждает, что счастье и смысл жизни человека зависят не от
людей, а от высших сил».
Ученик 6:
«Но, по-моему, нельзя считать этого поэта
мечтательным мистиком. В его сказках и балладах — живые
зарисовки из русской жизни. В одной из своих лучших баллад
«Светлане» Жуковский дал поэтическое описание русских
обрядов».
Звучит отрывок из баллады Жуковского
«Светлана».
Ученик 1:
«Раз в
крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота
башмачок,
Сняв с ноги
бросали;
Снег пололи;
под окном
Слушали;
кормили
Счетным курицу
зерном;
Ярый воск
топили;
В чашу с чистою
водой
Клали перстень
золотой...»
Ученик 2:
«Значительное место в поэзии Жуковского
занимает тема исторического прошлого. Но мотивы былого
находят более глубокое воплощение в лирике Пушкина и
Лермонтова, в произведениях, которых наметился переход к
реализму, поэтому вторая страница нашего журнала — «Реализм
в литературе первой половины 19 столетия».
Ученик 3:
«Еще с лицейских лет Пушкина интересовали
события мировой и русской истории. В ранних стихотворениях
он часто использует исторические события, образы
государственных деятелей для подтверждения своих мыслей, для
выражения гражданских чувств. С годами интерес к истории
углубляется».
Звучит отрывок из «Песни о вещем Олеге».
Тихо звучит музыка.
Ученик 5:
«Прозвучал отрывок из знаменитой «Песни о
вещем Олеге» Пушкина. В основу баллады автор положил сюжет
летописного сказания. В произведении Пушкин вводит большое
количество бытовых и исторических реалий из летописи».
Ученик 6:
«К творчеству побуждает Пушкина
могущественная фигура преобразователя России Петра I. В
стихотворении «Стансы» он дает такую оценку деятельности
царя и его личности»:
Звучит стихотворение Пушкина «Стансы».
Ученик 2:
«Об исторических деяниях Петра I, о его войне
со шведами за выход к Балтийскому морю говорится в поэме
«Полтава», с которой мы познакомились в этом году. Потрясает
картина Полтавского боя, изображенного Пушкиным. Недаром
критики писали, что живописец мог бы писать с неё, как с
натуры».
Звучит отрывок из «Полтавы» Пушкина.
Ученик 4:
«События русской истории вызывали глубокий
интерес другого великого поэта — М.Ю. Лермонтова и постоянно
находили отражение на страницах его произведений. Образ
Ивана Грозного привлекает поэта».
Ученик 5:
«В «Песне про царя Ивана Васильевича...»,
несмотря на элементы романтической идеализации, характер
царя обрисован достаточно жестко и исторически верен.
Глумление над осужденным звучит в описании предстоящей
казни».
Ученик 6:
«Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью...»
Ученик 1:
«Выдающимся образцом литературы
реалистического направления стал роман Лермонтова «Герой
нашего времени», а также работы «позднего» Пушкина —
историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская
дочка», «Дубровский», поэма «Медный всадник».
Ученик 2:
«Третья страница устного журнала — «Золотой
век русского театра». В развитии русского театра смена
художественных направлений происходила также быстро, как и в
литературе. В 20-3 0 годы все активнее заявляет о себе
романтическая школа с характерным для нее акцентом на
внутренних переживаниях героях. Крупнейшим представителем
романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов».
Ученик 3:
«В трагедиях Шиллера и Шекспира гений
Мочалова проявился во всю свою мощь. Исполнение им роли
Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра;
он приводил в восторг всех, кто его видел в этом образе».
Ученик 4:
«С огромной силой он раскрывал в роли Ромео
образ человека, защищающего высокие идеалы справедливости и
гуманизма. давайте заглянем на репетицию спектакля «Ромео и
Джульетта» в московский театр начала 19 века».
Инсценированный отрывок из трагедии
Шекспира «Ромео и Джульетта»
Джульетта
Кто это проникает в темноте
В мои мечты заветные?
Ромео
Не смею
Назвать себя по имени. Оно
Благодаря тебе мне ненавистно.
Когда б оно попалось мне в письме,
Я б разорвал бумагу с ним на клочья.
Джульетта
Десятка слов не сказано у нас,
А как уже знаком мне этот голос!
Ты не Ромео? Не Монтекки ты?
Ромео
Ни тот, ни этот: имена запретнь.
Джульетта
Как ты сюда пробрался? Для чего?
Ограда высока и неприступна.
Тебе здесь неминуемая смерть,
Когда б тебя нашли мои родные.
Ромео
Меня перенесла сюда любовь,
Ее не останавливают стены.
В нужде она решается на все,
И потому — что мне твои родные!
Джульетта
Они тебя увидят и убьют.
Ромео
Твой взгляд опасней двадцати кинжалов.
Взгляни с балкона дружелюбней вниз,
И это будет мне от них кольчугой.
Джульетта
Не попадись им только на глаза!
Ромео
Меня плащом укроет ночь. Была бы
Лишь ты тепла со мной. Если ж нет,
Предпочитаю смерть от их ударов,
Чем долгий век без нежности твоей.
Джульетта
Кто показал тебе сюда дорогу?
Ромео
Ее нашла любовь. Я не моряк,
Но если б ты была на крае света,
Не медля мига, я бы, не страшась,
Пустился в море за таким товаром.
Ученик 5:
«В 30-е годы в русской драматургии
развивается реалистическое Направление, не смотря на запреты
цензуры, усилившееся после поражения декабристов. Не
невозможно было остановить развитие искусства. Центрами
театрального искусства были Александринский театр в
Петербурге и Малый театр в Москве. Именно там в 1836 году
был поставлен «Ревизор» Гоголя».
Ученик 6:
«Комедия вызвала громкие толки, стала
предметом многочисленных разговоров о взятках и самодурстве
властей. Мы хотим показать вам, что произошло однажды в
Ростове во время спектакля».
(По ходу действия из зрительного зала
раздаются реплики «Безобразие!», «Автор – враг России!»,
«Прекратите представление!»)
Г о р о д н и ч и й. А, Степан Ильич!
Скажите, ради бога: куда вы запропастились? На что это
похоже?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Я был тут
сейчас за воротами.
Го р о д н и ч и й. Ну, слушайте же,
Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. Как вы там
распорядились?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. да так,
как вы приказывали. Квартального Пуговицына я послал с
десятскими подчищать тротуар.
Г о р о д н и ч и й. А Держиморда где?
Ч а с т н ы й пр и став. Держиморда
поехал на пожарной трубе.
Гор о д н и ч и й. А Прохоров пьян?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Пьян.
Г о р о д н и ч и й. Как же вы это так
допустили?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да бог
его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, поехал
туда для порядка, а возвратился пьян.
Г о р о д н и ч и й. Послушайте ж, вы
сделайте вот что: квартальный Пуговицын... он высокого
роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. да
разметать старый забор, что возле сапожника, и поставить
соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем
больше ломки, тем больше означает деятельности.
(Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать
службу: довольны ли? чтобы говорили: «Всем довольны, ваше
благородие»; а который будет недоволен, то ему после дам
такого неудовольствия! (Берет вместо шляпы футляр.)
Дай только, боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я
поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на
каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску. О,
боже мой, боже мой! Едем, Петр Иванович! (Вместо шляпы
хочет надеть бумажный футляр.)
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Антон
Антонович, это коробка, а не шляпа.
Г о р о д н и ч и й (бросая
коробку). Коробка так коробка. Черт с ней! да если
спросят, отчего не выстроена церковь, на которую назад тому
пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что
начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт
представлял. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал
воли кулакам своим: он, для порядка, всем ставит фонари под
глазами - и правому и виноватому. Едем, едем, Петр Иванович!
Ученик 1:
«Актер Лавров рассказывал: «Городничий
Ростова, как на грех, имел тоже двойную фамилию вроде
Сквозник-Дмухановского».
Ученик 2:
«При первых сценах начало его коробить; стал
он озираться на публику, которая грохотала, взглядывая на
своего городничего, их утеснителя. Едва кончился первый акт,
как он взбежал на сцену и начал ругаться и кричать: «Как
смели вы написать и представлять такой пасквиль на
начальство? Я запрещаю продолжать! Не дозволю! В тюрьму всех
спрячу!» Только вмешательство директора театра и поддержка
публики дали возможность доиграть спектакль».
Ученик 3:
«Лучшим актером, игравшим Городничего на
сцене Малого театра, был Михаил Семенович Щепкин. Его
считают основоположником сценического реализма. Игра
Щепкина, чуждая малейшей фальши, заключавшая в себе бездну
чувства, искренности и правды, магически действовала на
зрителей. Эту игру Белинский признавал творческой,
гениальной».
Ученик 4:
«Исполнение ролей Фамусова и Гоголевского
Сквозник-Дмухановского было истинным торжеством таланта
Щепкина. «Жить для Щепкина, говорит С. Т. Аксаков, значило
играть на театре; играть значило жить».
Ученик 5:
«Театр был для него утешением в горе и даже
целебным средством. Многие были свидетелями, как артист
выходил на сцену совершенно больной и сходил с нее
здоровым».
Звучит музыка. Участники проекта выходят
на сцену.
Ученик 6:
«Закрывается последняя страница нашего
журнала».
Ученик 1:
«И мы надеемся, что нам удалось отразить в
нем важные особенности развития литературы и театра первой
половины 19 века».
Ученик 2:
«Ведущими направлениями стали романтизм и
реализм».
Ученик 3:
«Появление романтизма в русской культуре
связано с именами Жуковского, Давыдова, Козлова, Глинки,
Мочалова».
Ученик 4:
«Представители обоих направлений: писатели,
поэты, драматурги обращались к историческому прошлому
России, пытаясь найти ответы на современные вопросы».
Ученик 5:
«Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Щепкин».
Ученик 6:
«Они способствовали формированию
национального самосознания русских людей».
Все хором:
«Запомните эти имена».
Учитель истории:
«Итак, мы увидели презентацию первого
проекта. Выступившую группу просим заполнить таблицы
рефлексии. Вторую группу и гостей — оценить проект».
Учитель литературы:
«Для защиты проекта приглашается вторая
группа, представляющая живопись и музыку».
Проект «Живопись и музыка».
Ученик 1:
«Наша творческая группа представляет проект
«Живопись и музыка» первой поло вины XIX века. Мы считаем,
форм защиты проекта могло быть много: конференция,
экскурсия, викторина. Объём материала по данной теме велик».
Ученик 2:
«На наш взгляд, интереснее не просто
рассказать о художниках и музыкантах, а попытаться выяснить
общие тенденции в развитии искусства первой половины XIX
века».
Ученик 1:
«Представим почти фантастическую ситуацию:
сегодня у нас на уроке присутствуют самые известные
художники и композиторы этого периода: Брюллов, Варламов,
Глинка. Они помогут нашим учащимся разобраться в
художественных направлениях первой половины XIX века».
Ученик 2:
«В ходе подготовки проекта часть учащихся
пришла к выводу, что в первой поло вине XIX века во всех
видах искусства четко выделяются два направления — романтизм
и реализм. Это «Ортодоксы».
Ученик 1:
«Но некоторые из нас не согласны с этой
общепринятой точкой зрения. Мы утверждаем, что в творчестве
художников и композиторов переплетаются различные на
правления и стили, а четкого разделения нет. Это «Скептики».
Под звуки музыки участники проекта
рассаживаются за столы.
«Ортодоксы»:
«Ну, что ж, начнем, ребята. Я хочу
предоставить слово Карлу Павловичу Брюллову».
Брюллов:
«Меня считают крупнейшей фигурой в русской
романтической живописи. Взгляни те на мою знаменитую
«Всадницу». Как сочны, ярки краски, как изящна фигура
наездницы. Ведь все мы знаем, что романтизм предполагает
изображение действительности в ее идеализированном виде. И
«Всадница» - яркое тому подтверждение. Эта картина — образец
райски идиллической гармонии».
«Ортодоксы»:
«И я тоже согласна с Карлом Павловичем.
Каждая работа художника проникнута духом романтизма: будь
это портрет или масштабное полотно, как, например «Последний
день Помпеи». Эта картина создает эмоционально-возвышенное и
трагическое мироощущение у зрителя. Разве Брюллов не
романтик?»
«Скептики»:
«Отчасти вы правы — эта «картина-катастрофа»
примыкает к целому ряду родственных по духу произведений
мастеров романтизма. Однако вы забываете о том, что Брюллов
избрал сюжетом своего полотна реальный исторический факт —
извержение вулкана Везувия и гибель города Помпеи. На мой
взгляд, в картине присутствуют и черты реализма. Недаром
Гоголь прославлял в своих статьях в лице Брюллова
возрождение русской исторической школы».
«Скептики»:
«Я тоже думаю, что Карла Брюллова нельзя
назвать ни реалистом, ни романтиком. На его полотнах живые
люди со своим миром, со своей неповторимой психологией. И не
отступая от исторической правды, он лишь несколько
идеализирует своих героев».
Варламов:
«Похожие явления наблюдаются в музыке.
Давайте послушаем мой романс «Красный сарафан».
Звучит романс Варламова «Красный сарафан».
«Ортодоксы»:
«Какой чудесный романс вы написали, Александр
Егорович!»
Варламов:
«Ну, как, кто попробует определить
направленность романса?».
«Ортодоксы»:
«Это нетрудно сделать. Лучшие из написанных
вами песен близки народным. Ведь вы же сами говорили:
«Музыке нужна душа, доказательство — наши народные пес ни».
А значит, вы реалист»
«Скептики»:
«Не уверен, но мне ваши выводы кажутся
поспешными. Если Варламов использует народные мотивы в
произведениях, это ещё не свидетельствует о том, что он
реалист. Он классик русского романса, и наряду с
лирическими, задушевными песнями композитор создавал
произведения романтически взволнованные, проникнутые
стремлением к свободе. Его мир сложен и неоднозначен».
«Скептики»:
«Это доказывают и свидетельства очевидцев. Я
читала, что романс Варламова «Красный сарафан» «певали и в
гостиной вельможи, и в курной избе мужика».
Варламов:
«И все же я настаиваю на том, что моя музыка
и музыка других мастеров русского романса очень близка
народной. Это романсы, симфонические увертюры, песни,
фортепианные пьесы Алябьева, Гурилева, Верстовского. В
лучших из произведений звучат мысли и настроения, которые
близки передовым людям времени. Кто согласен со мной,
друзья?»
«Ортодоксы»:
«Я думаю так же, как и вы, что эти
композиторы — реалисты. А могло ли быть иначе? Отечественная
война 1812 года пробудила горячий интерес к патриотическим
песням. И они звучат всюду: в глухих деревушках и рабочих
поселках, в посадах и помещичьих усадьбах».
Брюллов:
«Да, наши произведения не могут быть оторваны
от реальности. Алябьев, напри мер, служил в гусарах, дружил
с Грибоедовым, с будущими декабристами А. Бестужевым и
поэтом Федором Глинкой».
«Ортодоксы»:
«А после восстания 1825 года на Сенатской
площади всех знакомых и друзей декабристов высылали. Нашелся
повод и для Алябьева. В Сибири энергичный Алябьев не
успокоился. В его новых произведениях тема изгнанничества и
одиночества («Сижу на берегу потока»), мечты о свободе
(романс «Узник»), тоска по Родине («Вечерний эвон»). Что вы
можете сказать на это, уважаемые скептики?»
«Скептики»:
«Да, возможно вы правы в отношении
композиторов-песенников. Но творчество присутствующего здесь
Михаила Ивановича Глинки, первого классика русской музыки,
не укладывается в рамки одного направления».
Глинка:
«Что спорить, друзья? Давайте прослушаем
отрывок из моей оперы».
Звучит отрывок из оперы Глинки.
«Ортодоксы»:
«Я услышала в этом отрывке романтические
нотки. Все ваши произведения, Михаил Иванович, полны
высокого пафоса. Реалистичен ли образ главного героя в
знаменитой опере «Иван Сусанин»? Сусанин здесь — идеальный
герой-патриот, далекий от своего реального прототипа».
«Скептики»:
«Согласен, если бы он не был идеализирован,
высшее общество с таким восторгом не приняла бы эту оперу
Глинки. Но не возьмусь утверждать, что Глинка — роман тик,
как и то, что он полностью реалист. Кто может поддержать
меня?».
«Скептики»:
«Безусловно, известность Глинке принесла
именно эта героико-патриотическая опера «Иван Сусанин». Но
композитор положил начало и другому направлению русской
оперы — оперы-сказки. Это «Руслан и Людмила».
«Ортодоксы»:
«Симфонические сочинения Глинки заложили
основы русского симфонизма. А «Патриотическая песня» Глинки
стала музыкальной основой государственного гимна Российской
империи».
Глинка:
«А помнят ли потомки мои романсы о любви?»
«Скептики»:
«Конечно. Среди сочинений той поры «Бедный
певец» на стихи В. А. Жуковского, «Не пой, красавица, при
мне» на стихи А. С. Пушкина. Один из лучших романсов раннего
периода — элегия на стихи Е. А. Баратынского «Не искушай
меня без нужды».
«Скептики»:
«А я знаю одну романтическую историю,
связанную с его романсом «Я помню чудное мгновенье». В 1838
Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини
известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей дивный
романс. Так мать и дочь необыкновенным образом переплелись в
творчестве двух великих русских художников — Глинки и
Пушкина».
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».
«Скептики»:
«Подводя черту, можно сказать, Глинка стал
родоначальником основных жанров отечественной музыки,
развивая романтико-героические и реалистические традиции в
своих произведениях».
Глинка:
«Но все-таки создает музыку народ, - а мы,
художники, её только аранжируем». Брюллов:
«А вам не кажется, что вы слишком увлеклись
разговорами о музыке и забыли о нас, русских художниках. А в
нашем творчестве, как мне кажется, все-таки можно выделить и
романтиков и реалистов. Яркими представителям романтизма в
живописи стали замечательные портретисты Кипренский и
Тропинин».
«Ортодоксы»:
«Как настоящий романтик, Кипренский изображал
своих героев в лучшие минуты их бытия, он искал и находил в
человеке духовную красоту. Он искал отблески человеческого
идеала в своих современниках, которых изображал».
«Ортодоксы»:
«Кипренский сумел прочувствовать творческий
темперамент лучших русских поэтов того времени, оставив нам
замечательные образы Батюшкова, Жуковского и Пушкина. Ну,
что, разве мы не правы?».
«Скептики»:
«На этот раз мы согласны с вами, Кипренский —
романтик. Его другом и единомышленником был Василий
Андреевич Тропинин. Хотя его герои менее сложны, в них нет
внутренней взволнованности, их духовная жизнь не так богата,
в них есть правда характера. Эти портреты как бы сочетают в
себе портретный и бытовой жанр».
«Скептики»:
«Что могут дополнить наши оппоненты?»
«Ортодоксы»:
«Интерес к бытописанию усиливается у
Венецианова. Его картины стали настоящим открытием в русской
живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту
крестьян. Я считаю, что он реалист. Разве не так?»
«Скептики»:
«Это не совсем так. Художник изображал жизнь
русской деревни в поэтических красках, передавая тонкую
красоту родной природы, идеализируя простых людей».
«Скептики»:
«Иначе изображает свое отношение к
действительности Павел Андреевич Федотов. В своих картинах
художник и смеется и плачет. В картине «Сватовство майора»
средней руки купчишка, желая «облагородиться», выдает дочь
за майора. Гнусные законы жизни превращают брак в торговую
сделку».
Брюллов:
«Так значит, Федотов — реалист? Ведь в своих
жанровых картинах Павел Андреевич сумел выразить крупные
социальные проблемы нашего века. Он изображает не выдающихся
людей и героических личностей, а антигероев, людей низких и
подлых. Еще один пример тому — картина «Завтрак
аристократа».
«Ортодоксы»:
«И поэтому цензура стала преследовать
художника, меценаты от него отвернулись. Федотов долго не
сдавался, создавая прекрасные жанровые картины «Вдовушка»,
«Анкор, ещё анкор!», «Игроки».
«Ортодоксы»:
«Но жизнь все же одолела его, последние
месяцы он провел в лечебнице для душевнобольных, где и
скончался».
«Скептики»:
«Но не хотелось бы заканчивать наш разговор
на такой грустной ноте. Слава Федотова продолжала расти, и
после его смерти. Мы, потомки, по заслугам возвели его в
ранг великих русских живописцев».
«Скептики»:
«Подводя итог сегодняшней встречи поколений,
можно сказать, что в творчестве большинства художников и
композиторов нельзя четко проследить их принадлежность к
романтизму или реализму».
«Ортодоксы»:
«Однако можно отметить общие мотивы в их
творчестве. В произведениях Варламова, Гурилева, Алябьева,
Глинки усиливается русская национальная тематика».
«Скептики»:
«У таких мастеров русской живописи, как
Брюллов, Кипренский, Тропинин, Вене цианов, Федотов возрос
интерес к личности человека, к жизни не только царей и
богов, но и простых людей».
«Скептики»:
«Их полотна составляют славу России и
хранятся в лучших музеях мира».
«Ортодоксы»:
«Недаром первая половина XIX века вошла в
историю как начало «золотого века» русской художественной
культуры».
Учитель истории:
«Итак, мы увидели презентацию второго
проекта. Выступившую группу просим заполнить таблицы
рефлексии. Первую группу и гостей — оценить проект».
IV. Подведение итогов уроков.
Учитель литературы:
«Ребята, пока счётная комиссия подводит
итоги, попробуйте выразить свои впечатления об уроке,
ответив на вопросы: «Изменилось ли моё представление XIX
веке и почему», «Что нового я узнал о золотом веке русской
культуры», «Самый яркий момент урока».
Учитель литературы:
«Я очень рада, что проекты не оставили никого
из вас равнодушным. Надеюсь, что нравственные уроки нашей
встречи не будут забыты. Теперь обратимся к итоговым
цифрам».
Учитель истории зачитывает итоговые цифры
по таблицам.
Учитель литературы:
«Мы проанализируем результаты нашей работы на
следующем уроке. Большое спасибо всем. Урок окончен».