У Ч И Т Е Л Ь   У Ч И Т Е Л Ю
 
     Персональный сайт учителя истории Зайцевой Н. В.
Меню сайта
  Главная страница
  Немного о себе
  Рабочие программы
 
  Материалы к
урокам:
 
    Истории
    Обществознания
  В помощь
классному
руководителю
 
 
  Гостевая
  Обратная связь
Партнеры

Интернет каталог ListSites

 

Статистика

 

 Rambler's Top100 






Рейтинг@Mail.ru

    

 

 
 


 

Интегрированный урок по теме

«Художественная культура в первой половине ХIХ века».


 

Кирсанова М.И., учитель литературы.

Зайцева Н.В., учитель истории.

Тип урока: урок-обзор.

Форма урока: защита проекта.

Цели и задачи:

учащиеся должны иметь представление о феномене Золотого века; раскрыть художественную ценность новых направлений в искусстве конца ХIХ — начала ХХ века; учащиеся должны уметь находить необходимую информацию в справочной литературе, применять её при создании проекта публичного выступления и участвовать в презентации результатов групповой работы;

учащиеся должны совершенствовать коммуникативные навыки, умение разрешать демократическим путем конфликтные ситуации и объективно оценивать результаты своей деятельности.

Основные понятия: Золотой век, реализм, романтизм, бытовой жанр.

Материалы и оборудование: записи из произведений Глинки, Варламова, Даргомыжского; репродукции картин Брюллова, Федотова, Кипренского, Тропинина и др.; портреты Брюллова, Варламова, Глинки, Алябьева, Гурилева, Жуковского, Пушкина, Кипренского, Тропинина, Венецианова, Федотова, Лермонтова, Мочало ва, Щепкина; бутафория: столик со скатертью, подсвечником и пр.


 

Ход урока.

I. Организация начала урока.

Учащиеся и гости занимают свои места под музыку.

II. Объявление темы и целей урока.

Звучит романс «На заре ты её не 6уди».

Учитель истории:

«Прозвучал известный романс Варламова «На заре ты её не буди» на стихи Фета. Он написан более 150 лет назад, но и сегодня не оставляет слушателей равнодушными. Это не случайно, ведь создан он был в период расцвета русской художественной культуры. Первая половина 19 века отмечена появлением настоящих шедевров в живописи, музыке, литературе, театре. Как можно объяснить этот феномен?».

(Примерный ответ учащегося: Этот феномен можно объяснить таким образом:

во-первых, победа России в войне с Наполеоном пробудила необыкновенный подъем патриотических чувств в русском обществе и искусство отражает все эти перемены. В различных произведениях искусства повышается интерес к национальной самобытности. Во-вторых, восстание декабристов 1825 года и развитие общественного движения в 30-40 годы привели к расширению тематики художественных произведений. Нередко в трагической неразрешимости поднимаются проблемы противостояния народа и власти, государства и личности).

Учитель литературы:

«Названные вами причины послужили основой для формирования двух основных направлений в русской художественной культуре: романтизма и реализма. И сего дня на уроке мы должны раскрыть художественную ценность этих направлений в искусстве первой половины 19 века. для этого две недели назад класс был поделен на две творческие группы, которые подготовили к этому уроку свои проекты. Конечно, в рамках одного урока мы не сможем охватить все явления культуры того времени. Мы рассмотрим лишь новые явления в литературе, музыке, живописи и театре».

Учитель истории:

«На уроке мы станем участниками презентации проектов, а также увидим самооценку результатов групповой работы учащихся».

Учитель литературы:

«Наши гости тоже могут принять участие в оценивании детских выступлений. Обратите внимание на таблицы оценки. После презентации каждого проекта вам нужно их заполнить, выделив 1-2 наиболее значимых критерия оценки».


 

III. Защита проектов.

Учитель истории:

«Для защиты проекта приглашается первая группа, представляющая литературу и театр».

Проект «Литература и театр первой половины XIX века».

Звучит музыка.

Ученик 1:

«Наша творческая группа представляет проект «Литература и театр первой половины XIX века».

Ученик 2:

«XIX век можно назвать золотым веком русской литературы. Озаренная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова русская литература в первой половине 19 столетия сделала поистине гигантский шаг вперед».

Ученик 3:

«В этот период начинается новая страница в истории русского театра. Недаром, говоря об игре русских актеров, Герцен отмечал: «Они были великие артисты, артисты по признанию и по труду. Они создали правду на русской сцене».

Ученик 4:

«Итак, мы открываем наш устный журнал, в со страниц которого вы узнаете о том, что важнейшей особенностью развития литературы и театра первой половины XIX века была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей».

Ученик 1:

«Первая страница журнала — «Романтики русской литературы». На наш взгляд, самым ярким представителем романтизма является Василий Андреевич Жуковский. Его баллады вдохновляют и современных композиторов. Литературный перевод с немецкого Жуковского, музыка Теплова».

Звучит романс «Лесной царь» на слова Жуковского.

Ученик 5:

«Романтические поэмы и стихи Жуковского — это фантастический мир духов, призраков, колдунов, водяных. И у нас, читателей, создается впечатление таинственности, возникает ощущение бессилия человека перед тайнами окружающего мира. Я думаю, что поэт в своих произведениях утверждает, что счастье и смысл жизни человека зависят не от людей, а от высших сил».

Ученик 6:

«Но, по-моему, нельзя считать этого поэта мечтательным мистиком. В его сказках и балладах — живые зарисовки из русской жизни. В одной из своих лучших баллад «Светлане» Жуковский дал поэтическое описание русских обрядов».

Звучит отрывок из баллады Жуковского «Светлана».


 

Ученик 1:

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой...»

Ученик 2:

«Значительное место в поэзии Жуковского занимает тема исторического прошлого. Но мотивы былого находят более глубокое воплощение в лирике Пушкина и Лермонтова, в произведениях, которых наметился переход к реализму, поэтому вторая страница нашего журнала — «Реализм в литературе первой половины 19 столетия».

Ученик 3:

«Еще с лицейских лет Пушкина интересовали события мировой и русской истории. В ранних стихотворениях он часто использует исторические события, образы государственных деятелей для подтверждения своих мыслей, для выражения гражданских чувств. С годами интерес к истории углубляется».

Звучит отрывок из «Песни о вещем Олеге». Тихо звучит музыка.

Ученик 5:

«Прозвучал отрывок из знаменитой «Песни о вещем Олеге» Пушкина. В основу баллады автор положил сюжет летописного сказания. В произведении Пушкин вводит большое количество бытовых и исторических реалий из летописи».

Ученик 6:

«К творчеству побуждает Пушкина могущественная фигура преобразователя России Петра I. В стихотворении «Стансы» он дает такую оценку деятельности царя и его личности»:

Звучит стихотворение Пушкина «Стансы».

Ученик 2:

«Об исторических деяниях Петра I, о его войне со шведами за выход к Балтийскому морю говорится в поэме «Полтава», с которой мы познакомились в этом году. Потрясает картина Полтавского боя, изображенного Пушкиным. Недаром критики писали, что живописец мог бы писать с неё, как с натуры».

Звучит отрывок из «Полтавы» Пушкина.

Ученик 4:

«События русской истории вызывали глубокий интерес другого великого поэта — М.Ю. Лермонтова и постоянно находили отражение на страницах его произведений. Образ Ивана Грозного привлекает поэта».

Ученик 5:

«В «Песне про царя Ивана Васильевича...», несмотря на элементы романтической идеализации, характер царя обрисован достаточно жестко и исторически верен. Глумление над осужденным звучит в описании предстоящей казни».

Ученик 6:

«Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью...»


 

Ученик 1:

«Выдающимся образцом литературы реалистического направления стал роман Лермонтова «Герой нашего времени», а также работы «позднего» Пушкина — историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», поэма «Медный всадник».

Ученик 2:

«Третья страница устного журнала — «Золотой век русского театра». В развитии русского театра смена художественных направлений происходила также быстро, как и в литературе. В 20-3 0 годы все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героях. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов».

Ученик 3:

«В трагедиях Шиллера и Шекспира гений Мочалова проявился во всю свою мощь. Исполнение им роли Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра; он приводил в восторг всех, кто его видел в этом образе».

Ученик 4:

«С огромной силой он раскрывал в роли Ромео образ человека, защищающего высокие идеалы справедливости и гуманизма. давайте заглянем на репетицию спектакля «Ромео и Джульетта» в московский театр начала 19 века».

Инсценированный отрывок из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»

Джульетта

Кто это проникает в темноте

В мои мечты заветные?

Ромео

Не смею

Назвать себя по имени. Оно

Благодаря тебе мне ненавистно.

Когда б оно попалось мне в письме,

Я б разорвал бумагу с ним на клочья.

Джульетта

Десятка слов не сказано у нас,

А как уже знаком мне этот голос!

Ты не Ромео? Не Монтекки ты?

Ромео

Ни тот, ни этот: имена запретнь.

Джульетта

Как ты сюда пробрался? Для чего?

Ограда высока и неприступна.

Тебе здесь неминуемая смерть,

Когда б тебя нашли мои родные.

Ромео

Меня перенесла сюда любовь,

Ее не останавливают стены.

В нужде она решается на все,

И потому — что мне твои родные!

Джульетта

Они тебя увидят и убьют.


 

Ромео

Твой взгляд опасней двадцати кинжалов.

Взгляни с балкона дружелюбней вниз,

И это будет мне от них кольчугой.

Джульетта

Не попадись им только на глаза!

Ромео

Меня плащом укроет ночь. Была бы

Лишь ты тепла со мной. Если ж нет,

Предпочитаю смерть от их ударов,

Чем долгий век без нежности твоей.

Джульетта

Кто показал тебе сюда дорогу?

Ромео

Ее нашла любовь. Я не моряк,

Но если б ты была на крае света,

Не медля мига, я бы, не страшась,

Пустился в море за таким товаром.

Ученик 5:

«В 30-е годы в русской драматургии развивается реалистическое Направление, не смотря на запреты цензуры, усилившееся после поражения декабристов. Не невозможно было остановить развитие искусства. Центрами театрального искусства были Александринский театр в Петербурге и Малый театр в Москве. Именно там в 1836 году был поставлен «Ревизор» Гоголя».

Ученик 6:

«Комедия вызвала громкие толки, стала предметом многочисленных разговоров о взятках и самодурстве властей. Мы хотим показать вам, что произошло однажды в Ростове во время спектакля».

(По ходу действия из зрительного зала раздаются реплики «Безобразие!», «Автор – враг России!», «Прекратите представление!»)

Г о р о д н и ч и й. А, Степан Ильич! Скажите, ради бога: куда вы запропастились? На что это похоже?

Ч а с т н ы й п р и с т а в. Я был тут сейчас за воротами.

Го р о д н и ч и й. Ну, слушайте же, Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. Как вы там распорядились?

Ч а с т н ы й п р и с т а в. да так, как вы приказывали. Квартального Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар.

Г о р о д н и ч и й. А Держиморда где?

Ч а с т н ы й пр и став. Держиморда поехал на пожарной трубе.

Гор о д н и ч и й. А Прохоров пьян?

Ч а с т н ы й п р и с т а в. Пьян.

Г о р о д н и ч и й. Как же вы это так допустили?

Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, поехал туда для порядка, а возвратился пьян.

Г о р о д н и ч и й. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын... он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. да разметать старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности. (Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? чтобы говорили: «Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия! (Берет вместо шляпы футляр.) Дай только, боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску. О, боже мой, боже мой! Едем, Петр Иванович! (Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр.)

Ч а с т н ы й п р и с т а в. Антон Антонович, это коробка, а не шляпа.

Г о р о д н и ч и й (бросая коробку). Коробка так коробка. Черт с ней! да если спросят, отчего не выстроена церковь, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим: он, для порядка, всем ставит фонари под глазами - и правому и виноватому. Едем, едем, Петр Иванович!

Ученик 1:

«Актер Лавров рассказывал: «Городничий Ростова, как на грех, имел тоже двойную фамилию вроде Сквозник-Дмухановского».

Ученик 2:

«При первых сценах начало его коробить; стал он озираться на публику, которая грохотала, взглядывая на своего городничего, их утеснителя. Едва кончился первый акт, как он взбежал на сцену и начал ругаться и кричать: «Как смели вы написать и представлять такой пасквиль на начальство? Я запрещаю продолжать! Не дозволю! В тюрьму всех спрячу!» Только вмешательство директора театра и поддержка публики дали возможность доиграть спектакль».

Ученик 3:

«Лучшим актером, игравшим Городничего на сцене Малого театра, был Михаил Семенович Щепкин. Его считают основоположником сценического реализма. Игра Щепкина, чуждая малейшей фальши, заключавшая в себе бездну чувства, искренности и правды, магически действовала на зрителей. Эту игру Белинский признавал творческой, гениальной».

Ученик 4:

«Исполнение ролей Фамусова и Гоголевского Сквозник-Дмухановского было истинным торжеством таланта Щепкина. «Жить для Щепкина, говорит С. Т. Аксаков, значило играть на театре; играть значило жить».

Ученик 5:

«Театр был для него утешением в горе и даже целебным средством. Многие были свидетелями, как артист выходил на сцену совершенно больной и сходил с нее здоровым».

Звучит музыка. Участники проекта выходят на сцену.

Ученик 6:

«Закрывается последняя страница нашего журнала».

Ученик 1:

«И мы надеемся, что нам удалось отразить в нем важные особенности развития литературы и театра первой половины 19 века».

Ученик 2:

«Ведущими направлениями стали романтизм и реализм».

Ученик 3:

«Появление романтизма в русской культуре связано с именами Жуковского, Давыдова, Козлова, Глинки, Мочалова».

Ученик 4:

«Представители обоих направлений: писатели, поэты, драматурги обращались к историческому прошлому России, пытаясь найти ответы на современные вопросы».

Ученик 5:

«Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Щепкин».

Ученик 6:

«Они способствовали формированию национального самосознания русских людей».

Все хором:

«Запомните эти имена».


 

Учитель истории:

«Итак, мы увидели презентацию первого проекта. Выступившую группу просим заполнить таблицы рефлексии. Вторую группу и гостей — оценить проект».

Учитель литературы:

«Для защиты проекта приглашается вторая группа, представляющая живопись и музыку».

Проект «Живопись и музыка».

Ученик 1:

«Наша творческая группа представляет проект «Живопись и музыка» первой поло вины XIX века. Мы считаем, форм защиты проекта могло быть много: конференция, экскурсия, викторина. Объём материала по данной теме велик».

Ученик 2:

«На наш взгляд, интереснее не просто рассказать о художниках и музыкантах, а попытаться выяснить общие тенденции в развитии искусства первой половины XIX века».

Ученик 1:

«Представим почти фантастическую ситуацию: сегодня у нас на уроке присутствуют самые известные художники и композиторы этого периода: Брюллов, Варламов, Глинка. Они помогут нашим учащимся разобраться в художественных направлениях первой половины XIX века».

Ученик 2:

«В ходе подготовки проекта часть учащихся пришла к выводу, что в первой поло вине XIX века во всех видах искусства четко выделяются два направления — романтизм и реализм. Это «Ортодоксы».

Ученик 1:

«Но некоторые из нас не согласны с этой общепринятой точкой зрения. Мы утверждаем, что в творчестве художников и композиторов переплетаются различные на правления и стили, а четкого разделения нет. Это «Скептики».

Под звуки музыки участники проекта рассаживаются за столы.

«Ортодоксы»:

«Ну, что ж, начнем, ребята. Я хочу предоставить слово Карлу Павловичу Брюллову».

Брюллов:

«Меня считают крупнейшей фигурой в русской романтической живописи. Взгляни те на мою знаменитую «Всадницу». Как сочны, ярки краски, как изящна фигура наездницы. Ведь все мы знаем, что романтизм предполагает изображение действительности в ее идеализированном виде. И «Всадница» - яркое тому подтверждение. Эта картина — образец райски идиллической гармонии».

«Ортодоксы»:

«И я тоже согласна с Карлом Павловичем. Каждая работа художника проникнута духом романтизма: будь это портрет или масштабное полотно, как, например «Последний день Помпеи». Эта картина создает эмоционально-возвышенное и трагическое мироощущение у зрителя. Разве Брюллов не романтик?»

«Скептики»:

«Отчасти вы правы — эта «картина-катастрофа» примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма. Однако вы забываете о том, что Брюллов избрал сюжетом своего полотна реальный исторический факт — извержение вулкана Везувия и гибель города Помпеи. На мой взгляд, в картине присутствуют и черты реализма. Недаром Гоголь прославлял в своих статьях в лице Брюллова возрождение русской исторической школы».

«Скептики»:

«Я тоже думаю, что Карла Брюллова нельзя назвать ни реалистом, ни романтиком. На его полотнах живые люди со своим миром, со своей неповторимой психологией. И не отступая от исторической правды, он лишь несколько идеализирует своих героев».

Варламов:

«Похожие явления наблюдаются в музыке. Давайте послушаем мой романс «Красный сарафан».

Звучит романс Варламова «Красный сарафан».

«Ортодоксы»:

«Какой чудесный романс вы написали, Александр Егорович!»

Варламов:

«Ну, как, кто попробует определить направленность романса?».

«Ортодоксы»:

«Это нетрудно сделать. Лучшие из написанных вами песен близки народным. Ведь вы же сами говорили: «Музыке нужна душа, доказательство — наши народные пес ни». А значит, вы реалист»

«Скептики»:

«Не уверен, но мне ваши выводы кажутся поспешными. Если Варламов использует народные мотивы в произведениях, это ещё не свидетельствует о том, что он реалист. Он классик русского романса, и наряду с лирическими, задушевными песнями композитор создавал произведения романтически взволнованные, проникнутые стремлением к свободе. Его мир сложен и неоднозначен».

«Скептики»:

«Это доказывают и свидетельства очевидцев. Я читала, что романс Варламова «Красный сарафан» «певали и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика».

Варламов:

«И все же я настаиваю на том, что моя музыка и музыка других мастеров русского романса очень близка народной. Это романсы, симфонические увертюры, песни, фортепианные пьесы Алябьева, Гурилева, Верстовского. В лучших из произведений звучат мысли и настроения, которые близки передовым людям времени. Кто согласен со мной, друзья?»

«Ортодоксы»:

«Я думаю так же, как и вы, что эти композиторы — реалисты. А могло ли быть иначе? Отечественная война 1812 года пробудила горячий интерес к патриотическим песням. И они звучат всюду: в глухих деревушках и рабочих поселках, в посадах и помещичьих усадьбах».

Брюллов:

«Да, наши произведения не могут быть оторваны от реальности. Алябьев, напри мер, служил в гусарах, дружил с Грибоедовым, с будущими декабристами А. Бестужевым и поэтом Федором Глинкой».

«Ортодоксы»:

«А после восстания 1825 года на Сенатской площади всех знакомых и друзей декабристов высылали. Нашелся повод и для Алябьева. В Сибири энергичный Алябьев не успокоился. В его новых произведениях тема изгнанничества и одиночества («Сижу на берегу потока»), мечты о свободе (романс «Узник»), тоска по Родине («Вечерний эвон»). Что вы можете сказать на это, уважаемые скептики?»

«Скептики»:

«Да, возможно вы правы в отношении композиторов-песенников. Но творчество присутствующего здесь Михаила Ивановича Глинки, первого классика русской музыки, не укладывается в рамки одного направления».

Глинка:

«Что спорить, друзья? Давайте прослушаем отрывок из моей оперы».

Звучит отрывок из оперы Глинки.

«Ортодоксы»:

«Я услышала в этом отрывке романтические нотки. Все ваши произведения, Михаил Иванович, полны высокого пафоса. Реалистичен ли образ главного героя в знаменитой опере «Иван Сусанин»? Сусанин здесь — идеальный герой-патриот, далекий от своего реального прототипа».

«Скептики»:

«Согласен, если бы он не был идеализирован, высшее общество с таким восторгом не приняла бы эту оперу Глинки. Но не возьмусь утверждать, что Глинка — роман тик, как и то, что он полностью реалист. Кто может поддержать меня?».

«Скептики»:

«Безусловно, известность Глинке принесла именно эта героико-патриотическая опера «Иван Сусанин». Но композитор положил начало и другому направлению русской оперы — оперы-сказки. Это «Руслан и Людмила».

«Ортодоксы»:

«Симфонические сочинения Глинки заложили основы русского симфонизма. А «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской империи».

Глинка:

«А помнят ли потомки мои романсы о любви?»

«Скептики»:

«Конечно. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи В. А. Жуковского, «Не пой, красавица, при мне» на стихи А. С. Пушкина. Один из лучших романсов раннего периода — элегия на стихи Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды».

«Скептики»:

«А я знаю одну романтическую историю, связанную с его романсом «Я помню чудное мгновенье». В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей дивный романс. Так мать и дочь необыкновенным образом переплелись в творчестве двух великих русских художников — Глинки и Пушкина».

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».

«Скептики»:

«Подводя черту, можно сказать, Глинка стал родоначальником основных жанров отечественной музыки, развивая романтико-героические и реалистические традиции в своих произведениях».

Глинка:

«Но все-таки создает музыку народ, - а мы, художники, её только аранжируем». Брюллов:

«А вам не кажется, что вы слишком увлеклись разговорами о музыке и забыли о нас, русских художниках. А в нашем творчестве, как мне кажется, все-таки можно выделить и романтиков и реалистов. Яркими представителям романтизма в живописи стали замечательные портретисты Кипренский и Тропинин».

«Ортодоксы»:

«Как настоящий романтик, Кипренский изображал своих героев в лучшие минуты их бытия, он искал и находил в человеке духовную красоту. Он искал отблески человеческого идеала в своих современниках, которых изображал».

«Ортодоксы»:

«Кипренский сумел прочувствовать творческий темперамент лучших русских поэтов того времени, оставив нам замечательные образы Батюшкова, Жуковского и Пушкина. Ну, что, разве мы не правы?».

«Скептики»:

«На этот раз мы согласны с вами, Кипренский — романтик. Его другом и единомышленником был Василий Андреевич Тропинин. Хотя его герои менее сложны, в них нет внутренней взволнованности, их духовная жизнь не так богата, в них есть правда характера. Эти портреты как бы сочетают в себе портретный и бытовой жанр».

«Скептики»:

«Что могут дополнить наши оппоненты?»

«Ортодоксы»:

«Интерес к бытописанию усиливается у Венецианова. Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту крестьян. Я считаю, что он реалист. Разве не так?»

«Скептики»:

«Это не совсем так. Художник изображал жизнь русской деревни в поэтических красках, передавая тонкую красоту родной природы, идеализируя простых людей». «Скептики»:

«Иначе изображает свое отношение к действительности Павел Андреевич Федотов. В своих картинах художник и смеется и плачет. В картине «Сватовство майора» средней руки купчишка, желая «облагородиться», выдает дочь за майора. Гнусные законы жизни превращают брак в торговую сделку».

Брюллов:

«Так значит, Федотов — реалист? Ведь в своих жанровых картинах Павел Андреевич сумел выразить крупные социальные проблемы нашего века. Он изображает не выдающихся людей и героических личностей, а антигероев, людей низких и подлых. Еще один пример тому — картина «Завтрак аристократа».

«Ортодоксы»:


 

«И поэтому цензура стала преследовать художника, меценаты от него отвернулись. Федотов долго не сдавался, создавая прекрасные жанровые картины «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор!», «Игроки».

«Ортодоксы»:

«Но жизнь все же одолела его, последние месяцы он провел в лечебнице для душевнобольных, где и скончался».

«Скептики»:

«Но не хотелось бы заканчивать наш разговор на такой грустной ноте. Слава Федотова продолжала расти, и после его смерти. Мы, потомки, по заслугам возвели его в ранг великих русских живописцев».

«Скептики»:

«Подводя итог сегодняшней встречи поколений, можно сказать, что в творчестве большинства художников и композиторов нельзя четко проследить их принадлежность к романтизму или реализму».

«Ортодоксы»:

«Однако можно отметить общие мотивы в их творчестве. В произведениях Варламова, Гурилева, Алябьева, Глинки усиливается русская национальная тематика».

«Скептики»:

«У таких мастеров русской живописи, как Брюллов, Кипренский, Тропинин, Вене цианов, Федотов возрос интерес к личности человека, к жизни не только царей и богов, но и простых людей».

«Скептики»:

«Их полотна составляют славу России и хранятся в лучших музеях мира».

«Ортодоксы»:

«Недаром первая половина XIX века вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры».


 

Учитель истории:

«Итак, мы увидели презентацию второго проекта. Выступившую группу просим заполнить таблицы рефлексии. Первую группу и гостей — оценить проект».


 

IV. Подведение итогов уроков.

Учитель литературы:

«Ребята, пока счётная комиссия подводит итоги, попробуйте выразить свои впечатления об уроке, ответив на вопросы: «Изменилось ли моё представление XIX веке и почему», «Что нового я узнал о золотом веке русской культуры», «Самый яркий момент урока».

Учитель литературы:

«Я очень рада, что проекты не оставили никого из вас равнодушным. Надеюсь, что нравственные уроки нашей встречи не будут забыты. Теперь обратимся к итоговым цифрам».

Учитель истории зачитывает итоговые цифры по таблицам.

Учитель литературы:

«Мы проанализируем результаты нашей работы на следующем уроке. Большое спасибо всем. Урок окончен».


 

Copyright MyCorp © 2007
Создание сайтов