У Ч И Т Е Л Ь   У Ч И Т Е Л Ю
 
     Персональный сайт учителя истории Зайцевой Н. В.
Меню сайта
  Главная страница
  Немного о себе
  Рабочие программы
 
  Материалы к
урокам:
 
    Истории
    Обществознания
  В помощь
классному
руководителю
 
 
  Гостевая
  Обратная связь
Партнеры

Интернет каталог ListSites

 

Статистика

 

 Rambler's Top100 






Рейтинг@Mail.ru

    

 

 
 


 

Интегрированный урок по теме

«Серебряный век русской культуры»

 

Авторы: Кирсанова М.И., учитель литературы; Зайцева Н.В., учитель истории.

Тип урока: урок-обзор.

Форма урока: защита проекта.

Цели и задачи:

учащиеся должны иметь представление о феномене Серебряного века; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX – начала XX века.

учащиеся должны уметь находить необходимую информацию в справочной литературе, применять её при создании проекта публичного выступления и участвовать в презентации результатов групповой работы.

учащиеся должны совершенствовать коммуникативные навыки, умение разрешать демократическим путем конфликтные ситуации и объективно оценивать результаты своей деятельности.


 

Основные понятия: серебряный век, реализм, модерн, символизм, авангардизм, декаданс, футуризм, абстракционизм.

 

Материалы и оборудование: схема «Основные направления в развитии литературы и искусства в начале ХХ века»; записи из произведений Мусоргского, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Дебюсси; репродукции картин Сурикова, Репина, Кустодиева, Сарьяна, Врубеля, Борисова-Мусатова, Анненкова; детские копии работ Рериха, Пиросмани, К. Малевича, Кандинского; портреты М.Горького, Л.Андреева, А.Ахматовой, В.Маяковского, С.Есенина, З.Гиппиус, В.Хлебникова, И.Северянина, И. Бунина, Врубеля, Стравинского, Мусоргского и др.; бутафория: столик со скатертью, подсвечником, кофейными чашками.

 

Ход урока.

I. Организация начала урока.

Учащиеся и гости занимают свои места под музыку Скрябина.

II. Объявление темы и целей урока.

На фоне музыки Рахманинова учитель литературы читает отрывок из поэмы. А.Блока. «Возмездие».

Учитель литературы:

Двадцатый век... Еще бездонней, И первый взлет аэроплана

Еще страшнее жизни мгла В пустыню неизвестных сфер...

(Еще чернее и огромней И отвращение от жизни,

Тень Люциферова крыла). И к ней безумная любовь,

Пожары дымные заката И страсть. и ненависть к отчизне...

(Пророчества о нашем дне), И чёрная, земная кровь

Кометы грозной и хвостатой Сулит нам, раздувая вены,

Ужасный призрак в вышине, Все разрушая рубежи,

Безжалостный конец Мессины Неслыханные перемены,

(Стихийных сил не превозмочь), Невиданные мятежи...

И неустанный рев машины, Что ж, человек? — За ревом стали,

Кующей гибель день и ночь, В огне, в пороховом дыму,

Сознанье страшное обмана Какие огненные дали

Всех прежних малых дум и вер, Открылись взору твоему?


 

Учитель истории:

«Как вы уже догадались, на сегодняшнем уроке речь пойдет о переломном времени в истории нашей Родины – начале ХХ века.

Люди, жившие столетие назад, возможно, были чем-то похожи на нас. Ведь мы тоже живем на рубеже веков. На наших глазах произошло множество изменений в жизни, мировоззрении людей, системе ценностей. Время ускоряет свой бег, и людям все труднее осознавать, осмысливать происходящее. Так трудно найти себя в мутном потоке времени!

Те же чувства владели людьми столетие назад, порождали во многих не столько желание идти в ногу со временем, сколько отторжение чуждых им перемен и страх перед надвигающейся катастрофой.

  1. Ребята, скажите, а что порождало страх и растерянность в умах людей?»

Учитель литературы:

«Литература – это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ века вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве.

И сегодня на уроке мы должны получить представление о феномене Серебряного века, раскрыть художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX – начала XX века.

Для этого две недели назад класс был поделен на три творческие группы, которые подготовили к этому уроку проекты направлений в развитии литературы и искусства начала ХХ века.

Конечно, в рамках одного урока мы не сможем охватить все явления культуры того времени. Мы рассмотрим лишь новые явления в литературе, музыке и живописи»


 

III. Подведение к защите проектов.

Учитель истории:

«Обратимся к схеме. (Работа со схемой. Приложение 1).

  1. Что отражает данная схема?

  2. Какое из этих направлений было более ярким и почему?»

Учитель литературы:

«Прежде чем начнется наша презентация, обращаем ваше внимание на карточки для голосования. В ходе презентации вы должны будете символами оценить проекты учащихся. Если проект вам понравился, вы изображаете круг, если очень понравился – звезду, а если он показался вам не очень интересным – треугольник».


 

IV. Защита проектов.

Учитель истории:

«Для защиты проекта приглашается первая группа, представляющая реализм».

Проект «Сценарий учебного фильма».

Автор:

«Наша творческая группа считает, что наиболее оптимальным вариантом проекта данного направления является учебный фильм. Поэтому мы написали сценарий такого фильма. Разрешите представить нашу команду».

(Представляют автора идеи, сценаристов, художников, консультанта-историка, редактора, звукорежиссера. Участники проекта выходят во время представления. Звучит музыка Мусоргского).

Редактор:

«Реализм – это направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. Но реализм к началу XX в. почти утратил героя, возвышавшегося над толпой. Заложенная в героя "собственная (авторская) логика", характерная для золотого века, уступила место чеховскому подходу к изображению времени и выбору персонажей. А.П. Чехов утверждал, что в жизни нет сюжетов, в ней все смешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагичное со смешным.

Первая часть нашего фильма посвящена творчеству поэтов и писателей.

Реалисты сумели показать "смешанный" внутренний облик людей. Целая плеяда великолепных младших современников Чехова (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л Андреев и другие) по-разному, но одинаково проникновенно описали зыбкость мироощущений, отношений и чувств людей того бурного времени. В их произведениях идеальный герой, в котором легко виделся автор, уступил место человеку из толпы, из реальной жизни со всеми ее катаклизмами и катастрофами.

На экране появляются их портреты».

(Участники показывают портреты писателей)

Художник 1:

«Произведения Бунина отличает ностальгическая поэтичность и художественная отточенность. Главная черта его поэзии - преданность классической традиции. Картины природы в бунинской поэзии складывается из запахов, остро воспринимаемых красок, звуков.

Звучат стихотворения Бунина.

На экране – картины известных художников-реалистов того времени».

(Участники показывают репродукции картин. Звучат стихотворения Бунина «Под вечер», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»).

Сценарист 1:

«Угрюмо шмель гудит, толкаясь по стеклу...

В окно зарница глянула тревожно...

Притихший соловей в сирени на валу

Выводит трели осторожно.

Гром, проворчав в саду, скатился за гумно;

Но воздух меркнет, небо потухает...

А тополь тянется в открытое окно

И ладаном благоухает».


 

Сценарист 2

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав».Звукорежиссер:

«Ярчайшее явление на поэтическом Олимпе начала ХХ века – поэзия Есенина. В его ранних стихах складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом. Образуют вместе с людьми, связанными всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир.

На экране крупным планом – портрет С. Есенина. Звучат стихи.

(Звучат стихотворения Есенина «Но люблю тебя, родина кроткая…» и «Топи да болота…»)

Художник 2:

«Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.


 

Загорятся, как чёрна смородина,

Угли-очи в подковах бровей.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гул комаров.


 

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей».

Редактор:

«Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.


 

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Тёмным елям снится

Гомон косарей.


 

По лугу со скрипом

Тянется обоз

Суховатой липой

Пахнет от колёс.


 

Слухают ракиты

Посвист ветряной...

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..»

Сценарист 1:

«На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна — становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта.

На экране – картины русской природы. Звучит стихотворение».

(Участники показывают иллюстрации с изображением природы. Звучит стихотворение Есенина «Гой ты, Русь моя родная…»).

Сценарист 2:

«Гой ты, Русь моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.


 

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.


 

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.


 

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.


 

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Консультант:

«Тема Родины является ведущей не только в произведениях поэтов и писателей, но и в творчестве художников-реалистов: Сурикова, Репина, Кустодиева, Серова. Третья часть фильма о них».

Автор:

«Стержнем русского реализма в изобразительном искусстве конца XIX в. являлось передвижничество. Передвижники были очень популярны в стране и уже достаточно известны в мире. Главным принципом художников-реалистов был изображение повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличение общественных порядков. Однако в 1880-е гг. русская живопись стала постепенно отходить от принципов передвижничества. Следовательно, и реализм в целом стал терять свои позиции».


 

Сценарист 2:

«На смену реалистическому изображению действительности в адекватных формах этой же действительности приходило главенство художественных форм, отражающих реальность косвенно, опосредованно – через авторское восприятие. Реальность служила лишь базой для выражения идеи».


 

Художник 2:

«Особенно ярко, на наш взгляд, подобные тенденции наблюдаются в творчестве Валентина Александровича Серова. Ранние произведения отличаются жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигает особой непринужденности в женских и детских портретах.

На экране известные портреты Серова».

(Участники показывают репродукции портретов Серова)

Консультант:

«В 1905-1907 годы Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара», по словам его жены. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах. В портретах чувствуется влияние модерна: все заметнее культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы в портретах Ермоловой, Шаляпина, Гиршмана. В портретах Серова нарастают черты иронического сарказма».

Звукорежиссер:

«Как вы уже догадались, музыкальным сопровождением нашего фильма являются фрагменты произведений Мусоргского, ярчайшего представителя реализма в музыке конца ХIХ века».

(Музыкальная пауза).

Художник 1:

«По мнению нашей творческой группы, Мусоргский является предтечей Серебряного века русской музыки. Он создал монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина». Запечатлел живые человеческие образы в песнях — драматических сценках, в которых обращался к социально заостренным темам из народной жизни. Среди гениальных его сочинений: опера «Сорочинская ярмарка», фортепианный цикл «Картинки с выставки», циклы «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти».

Сценарист 1:

«Быть может, мы не рассказали в своём фильме обо всех представителях реализма, но нам кажется, сумели показать основные тенденции развития этого направления».

Автор:

«Искусство реализма вечно. В чём его сила? Пожалуй, в том, что реалистические произведения всегда были и будут близки простым людям, так как в них – отражение самой жизни. Реалистическое направление существует и сейчас, в веке ХХI».

(Звучит стихотворение А. Дементьева «Все будет так же после нас…»)

1.Сценарист 2:

Все будет так же после нас.

А нас не будет.

Когда нам жизнь сполна воздаст.

У мира не убудет.

2. Автор:

По небу скатится звезда

Слезой горючей.

И не останется следа.

Обычный случай.

З. Редактор:

Я вроде смерти не боюсь,

Хотя нелепо

Порвать загадочный союз

Земли и неба.

4. Сценарист 2:

Пусть даже ниточкой одной,

Едва заметной,

Став одинокой тишиной

5. Автор:

Негромкой песней у огня.

Слезою поздней...

Но так же было до меня.

И будет после.

6. Редактор:

И все ж расстаться нелегко

Со всем, что было.

И с тем,

Что радостно влекло,

И что постыло.

7. Сценарист 2:

Но кто-то выйдет в первый раз

Вновь на дорогу.

И листья сбросит старый вяз

У наших окон.

Все будет так же после нас

И слава богу.

Над рощей летней.


 

Учитель истории:

Итак, мы увидели презентацию первого проекта, просим вас проголосовать.

Для защиты проекта приглашается вторая группа.


 

Проект «Литературное кафе».

Ведущая:

«Наша творческая группа представляет два схожих направления – символизм и модерн. Они были самым значительными и крупными течениями в культуре серебряного века. В своем проекте «Литературное кафе» мы попытаемся воссоздать атмосферу того времени. Действующие лица…»

(Представляют участников: Брюсов, певица антрепризы «Русские сезоны», поклонница поэтов-символистов, Врубель, Сарьян, сын Анненского, представительница издательства «Скорпион», Гиппиус).

Сидят Брюсов, поклонница, сын Анненского, певица, Врубель. Тихо звучит музыка Стравинского. Поклонница что-то пишет, потом читает «Сонное» Д. С. Мережковского.

Что это утро, вечер?

Где это было, не знаю.

Слишком ласковый ветер.

Слишком подобное раю,

Все неземное-земное.

Только бывает во сне

Милое небо такое, —

Синее в звездном огне.

Тишь, глушь, бездорожье,

В алых маках межи.

Русское, русское — Божье

Поле эреющей ржи.

Господи. что это значит?

Жду, смотрю, не дыша...

И от радости плачет,

Богу поет душа.

Врубель:

«Похожие мотивы я нахожу в творчестве Борисова-Мусатова. В его картинах – ощущение волнующей, неизъяснимой тайны. Всмотритесь в копии его картин, которые украшают стены нашего кафе».

(Все вздыхают, смотрят на картины. Пауза. Музыка звучит громче) .

Певица:

«Какая одухотворенная музыка! По импульсивной ритмике и воздушному плетению звуковой ткани сразу же угадывается незаурядная личность…»

Поклонница): «Вы правы! Необыкновенная полетность фигураций! Я улетаю в мир грез, свободы, наслаждения…»

Брюсов: «О ком вы говорите?»

Певица: «Разве вы не чувствуете поэтизацию состояний?»

Поклонница: «Прихотливую игру нюансов и утонченный лиризм?»

Все хором: «Это Стравинский!»

Брюсов:

«Я ничего этого не слышу. И не понимаю меценатов, которые поощряют таких композиторов».

Сарьян, входя: «Что я слышу? Позвольте с вами не согласиться, милейший! Как можно говорить плохо о людях, чей вклад в русскую культуру не менее ценен, чем вклад художников и музыкантов».

Все: «Кто вы?»

Сын Анненского: «Вы новичок в нашем кафе».

Сарьян: «Позвольте представиться, Мартирос Сарьян, художник из Еревана».

Сын Анненского: «Присаживайтесь».

Сарьян: «Разрешите продолжить свою мысль. Если бы не такие люди, как Беляев, который завещал в 1903 году астрономическую сумму – 1,5 миллиона рублей «Попечительному совету для поощрения русских композиторов», мы бы не услышали многих гениальных произведений».

Певица: «Безусловно, вы правы. Эти люди нужны России. Сейчас, на мой взгляд, самый известный театральный и художественный деятель России, меценат от Бога – Сергей Петрович Дягилев. У него удивительный «нюх» на таланты. Его «Русские сезоны» прославляют Россию и в Европе, и в мире».

Врубель: «Я был свидетелем того, как его балеты оформляют лучшие художники-символисты нашей современности: Бенуа, Бакст, Рерих».

Поклонница: «Да, господин Врубель, а вы никогда не участвовали в оформлении сцены у Дягилева?»

Врубель: «Нет, мои сценографические работы украшают частный оперный театр Мамонтова, другого видного мецената».

Сын Анненского:

«Наверное там, когда я сидел в партере на опере «Садко», я видел эскизы ваших знаменитых морских царевен. Каков замысел!

(Читает отрывок из стихотворения Д. Мережковского «И жизнь, как смерть необычайна…»)

И жизнь, как смерть необычайна...

Есть в мире здешнем — мир иной.

Есть ужас тот же, та же тайна —

И в свете дня, как в тьме ночной.

И смерть, и жизнь — родные бездны:

Они подобны и равны,

друг другу чужды и любезны,

Одна в другой отражены».


 

Врубель: «Нет, вы ошибаетесь, я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей картине «Жемчужина». Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».

Сарьян: «Я слышал, что похожая история произошла с картиной «Пан». Под впечатлением от рассказа Анатоля Франса вы соскоблили с полотна начатый портрет жены и на его месте принялись писать «Пана». Через день портрет был готов».

Брюсов: «В минуты творчества и со мной происходит что-то подобное. Невольно усложняю язык моих произведений, вдохновение уносит меня все дальше от моего первоначального замысла. (Брюсов, Поклонница, Певица, Сарьян читают стихотворение Брюсова «Мой верный друг! мой враг коварный…»).

1. Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь! мой раб! родной язык!

Мои стихи — как дым алтарный!

Как вызов яростный — мой крик!»

2. Поклонница:

«Ты дал мечте безумной крылья.

Мечту ты путами обвил,

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил».


 

3. Певица:

«Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев — нежданных,

Овладевавших мной стихов!»

4. Сарьян:

«Ты ждешь, подобен великану.

Я пред тобой склонен лицом.

И все ж бороться не устану

Я. как Израиль с божеством!»

Входят Гиппиус и издатель («Скорпион»).

Издатель (входя):

«Но побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты – Мститель мой, ты – мой Спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!»

Сын Анненского: «Приветствую вас, декаданские мадонны, Елена и Зинаида!»

Сарьян: «А почему вы их так назвали?»

Певица: «Ну, как же! Ведь Елена Александровна – одна из основателей издательства «Скорпион», публикующего произведения утончённых художников, в настроении которых рядом с самыми восторженными вспышками – приступы больной тоски».

Поклонница: «А Зинаида Гиппиус – одна из тех символисток, которые отвергают общепризнанную «мещанскую» мораль, провозглашают культ красоты как самодовлеющей ценности».

Гиппиус: «А главное, своё отвращение к нашей жизни я пытаюсь выразить в своих стихах». (Читает стихотворение Гиппиус «Страшное, грубое, липкое, грязное…»)

Страшное, грубое, липкое, грязное.

Жестко тупое, всегда безобразное,

Медленно рвущее, мелко-нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно-довольное, тайно-блудливое,

Плоско-смешное и тошно-трусливое,

Вязко, болотно и тинно-застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское, гнойное, черное.

Изредка серое, в сером упорное,

Вечно-лежачее, дьявольски костное,

Глупое, сохлое, сонное, злостное,

Трупно-холодное, жалко ничтожное,

Непереносное. ложное, ложное!

Но жалоб не надо: что радости в плаче?

Мы знаем, мы знаем все будет иначе».


 

Издатель: «Но поэту недостаточно противостоять окружающей его грязи и пошлости, лишь презирая её либо желая смерти, забвения. Разве это выход?

Пугает кто-то мукой ада,

Потом сулит спасение...

Ни лжи, ни истины не надо...

Забвение! Забвение!

Сомкни плотней пустые очи

И тлей скорей, мертвец.

Нет утр, нет дней, есть только ночи.

Конец.

Какая чушь!»

Сарьян: «Я более чем согласен с вами, Елена, чем с Зинаидой. Жизнь человека для нас, символистов, - это жизнь творца, бурно одержимого, разыгрывающего собственную жизнь «на театре жгучих импровизаций», как сказал Ходасевич».

Издатель: «На сцене этого театра появилось новое лицо: Анна Ахматова».

Гиппиус: «Пару раз я видела эту печальную красавицу у Ильичевых. Слышала её стихи. Что все в ней находят? Почему её, а не меня напечатали в последнем выпуске вашего журнала «Аполлон»? В её лирике совершенно нет женственности!»

Издатель: «Женственность у неё есть, но не ваше символистское томление по вечно мужественному началу в жизни, не серия дамских мук. В её лирике – движение женской души к беспредельному, прежде всего к храму, путь великой взыскующей души и путь к России.

(Читает стихотворение Ахматовой «Мне голос был…»).

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда.

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух».

Учитель литературы:

«Женская» лирика Ахматовой отличается безупречным эстетическим вкусом, красотой художественного слова. Послушайте романс на её стихи».

(Звучит романс на стихи Ахматовой «Ты письмо мое, милый не комкай…»)

Поклонница: «Это вам не Елена Гуро с её «Осенним сном» и «Небесным верблюжатами» и не Вера Инбер с её «Печальным вином». Только Ахматова, как заговорившая Беатриче, возлюбленная Данте, и как сам Данте! – имеет моральное право иронически сказать о говорливой дамской поэзии ХХ века:

Могла ли Биче словно Дант творить,

Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить…

Но, Боже, как их замолчать заставить!»Певица:

(Читает стихотворение Ахматовой «Так беспомощно грудь холодела…»).

«Так беспомощно грудь холодела.

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моею унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой».

Это песня последней встречи,

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

С этого стихотворения начинается, по-моему, новый этап в развитии русской поэзии».

Врубель: «По-моему, поспешные выводы. Она слишком увлекается чтением классики. Она лишь внушает читателю атмосферу загадки. Её лирическое чувство спонтанно, фрагментарно и неестественно».

Брюсов: «Поэт пишет не о мимолётности, а о вечном. Что же вечно? Смерть и жизнь. Любовь. Но поэту не дано постичь до конца смысл вечных символов. Они во мгле.

(Читает стихотворение В. Иванова «Она прекрасна, эта мгла…»)

Издатель: «Но мы – русские. И нам должно говорить о существовании этих непреходящих символов в России. А что есть Россия?»

(Читает стихотворение В. Иванова «Россия счастие. Россия свет…»)

Россия счастие. Россия свет.

А может быть. России вовсе нет.

И над Невой закат не догорал.

И Пушкин на снегу не умирал,


 

И нет ни Петербурга, ни Кремля

Одни снега, снега, поля, поля...

Снега, снега, снега... А ночь долга,

И не растают никогда снега.


 

Снега, снега, снега... А ночь темна,

И никогда не кончится она.

Россия тишина. Россия прах.

А, может быть, Россия — только страх.


 

Веревка, пуля, ледяная тьма

И музыка, сводящая с ума.

Веревка, пуля, каторжный рассвет

Над тем, чему названья в мире нет».

Гиппиус: «А я согласна с Блоком». (Читает стихотворение Блока «Опять, как в годы золотые…»)

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...


 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слёзьт первые любви!


 

Тебя жалеть я не умею,

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...


 

Ну, что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же — лес да поле,

Да плат узорньий до бровей...


 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт вдали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..»


 

Ведущая: «Итак, мы закрываем свое кафе. Что же пытались высказать символисты в своем творчестве? Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. Символистами была избрана цель – создание поэтической культуры, которая должна содействовать духовному совершенствованию общества. Модернисты же пошли дальше: они противопоставили жизни искусство, способное духовно возродить мир».


 

Учитель истории:

Мы увидели презентацию второго проекта, просим вас проголосовать.

Прежде чем мы увидим выступление третьей творческой группы, прозвучит музыкальная композиция, которая характеризует мироощущение авангардистов.

Итак, «Трактир жизни». Слова И. Анненского.

(Звучит песня).

Для защиты проекта приглашается третья группа.


 

Проект «Выставка «Ослиный хвост – 2» (1916 г.)»

Ведущая: «Наша творческая группа представляет авангардизм. Авангард – это совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Мы приглашаем вас в художественную галерею на выставку «Ослиный хвост – 2» 1916 года. Надеемся, что поймете, в каких ролях выступают участники проекта».

(Звучит музыка Дебюсси, выходят учащиеся. На стенах кабинета – детские копии картин).

1 экскурсовод: «Проходите, господа, проходите. Итак, перед нами – полотна художников-авангардистов.

В левой части экспозиции – работы известного грузинского примитивиста Нико Пиросмани. Художник-самоучка обладает наивно-поэтическим видением мира. Излюбленный жанр Нико – портреты. На первый взгляд, они по-детски просты, однако каждая композиция проникнута чувством целого – судьбы отдельного человека, жизни, мира».

Посетитель 1: «А кто это на картине? Барсук? Волк без хвоста? А почему он залез на дерево?»

2 экскурсовод: «Эта картина называется «Медведь в лунную ночь». При изображении животных Пиросмани добивается не столько их физического подобия, сколько одушевленности изображения».

Поклонница: «Послушайте, это как у моего любимого поэта Велимира Хлебникова, образы его стихотворений – не фотографии, не традиционные слепки. Главное для него – передать душу образа. Поэтому для кого-то он покажется примитивным или странным. Послушайте его описание кузнечика».

(Читает стихотворение Хлебникова «Крылышкуя золописьмом тончайших жил...»)

Крылышкуя золописьмом тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Премного разных трав и вер.

Пинь — пинь — пинь — тарарахнул зензивер.

О неждарь вечерней зари!

О неждал!

Озари!

«Правда, гениально?!»

(Публика демонстрирует различную реакцию)

Хлебников: «О, кто-то знает мои стихи? Меня ведь отказываются печатать».

Поклонница: «Это вы? Я слышала ваши стихи на выставке «Бубновый валет» в Москве, в 1910 году. Их читал молодой художник Машков».

Хлебников: «Я очень рад, что среди вас есть истинные любители поэзии. Скажите, а «бубновые валеты» читали только мои стихи?»

1 экскурсовод: «Нет, я тоже была на этой выставке. Там звучала «Мокредная мосень» Алексея Крученых. Какой оригинальный поэтический язык придумал этот футурист!»

(Читает стихотворение Крученых «Мокредная мосень»)

Сошлися черное шоссе с асфальтом неба

И дождь забором встал

Нет выхода из бревен ледяного плена

- С-с-с-с-ш-ш-ш-ш-

Сквозят дома

Шипит и ширится стальной оскал!

И молчаливо сходит всадник с неба

- Надавит холод металлической души -

И слякотной любовью запеленат

С ним мир пускает

Смертельной спазмы

Пузыри!»


 

2 экскурсовод: «Господа, извините, что прерываю вашу беседу. Вернемся к Пиросмани, к оригинальному языку его произведений. Вот «Ортачальская красотка». Обратите внимание на колорит картины…»

(Все замирают в изумлении).

(Читает отрывок из стихотворения Северянина «Для утонченной женщины…»)

Северянин:

«Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...

Упоенье любовное Вам судьбой

предназначено...

В шумном платье муаровом, в шумном

платье муаровом —

Вы такая эстетная. Вы такая изящная...

Но кого же в любовники? и найдется

ли пара Вам?

Посетитель 2: «Мне кажется, автор хочет сказать о двух вечных началах: добре и зле. У красотки нелегкая грешная жизнь, поэтому она помещена на черном фоне. Но даже у самой большой грешницы есть любовь к жизни. Это символизирует птичка на плече».

1 экскурсовод: «Вы правы. Черный цвет – это грех. Женщина даже одета в черное. Но преобладает белый цвет, тем самым художник демонстрирует нам, что прощает красотке её грех».

2 экскурсовод: «Обратимся к центральной части экспозиции. Слева – широко известное в узких кругах полотно зрелого художника и философа Казимира Малевича «Красный квадрат». Справа – картина «Супрематизм». Малевич – теоретик стиля, которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур».

Северянин: «Разве это картины? Дайте мне холст и линейку, и я создам такой же «шедевр».

Поклонница: «Вы не видите сути изображаемого. Оторвитесь от ваших ортодоксальных представлений о мире. Художник говорит не со всеми, а только с посвященными, особым космическим языком».

Посетитель 3: «Разве вы не видите особую красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем?»

Посетитель 2: «Да, мы видим эту красоту. Слышим в стихах футуристов, на первый взгляд, они лишены смысла. Но красота – в форме, в звучании».

(Читает стихотворение Хлебникова «Бобэоби пелись губы…»)

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи—гзи--гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких—то соответствий

Вне протяжения жило Лицо».1 экскурсовод: «Итак, господа, подведем некоторые итоги. Авангардизм, прежде всего, - это экспериментирование в языке. Будь то язык стиха, язык изобразительного или музыкального произведения. Художники-авангардисты отказываются от традиций, пытаясь создать совершенно новый мир».

Посетитель 1: «Это легко понять, если обратиться к полотнам Василия Кандинского или послушать музыку Дебюсси. Но принять его может не каждый. Когда я смотрю на эту картину, мне почему-то вспоминаются такие строки».(Читает стихотворение Д. Бурлюка «Каждый молод молод молод…»)

Каждый молод молод молод

В животе чертовский голод

Так идите же за мной...

За моей спиной

Я бросаю гордый клич

Этот краткий спич!

Будем кушать камни травы

Сладость горечь и отравьи

Будем лопать пустоту

Глубину и высоту».

Посетитель 3.

(Читает стихотворение Хлебникова «Заклятие смехом»).

«О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь. смехачи!»

Северянин:

«Да, когда видишь и слышишь подобное, то

От тоски ты готова повеситься,

Отравиться иль выстрелить в рот.

Подожди три оснеженных месяца,—

И закрутит весна хоровод.

Не нужно всех этих заумей в искусстве. Нужно уметь просто играть стихом, звукописью, создавать новые языковые единицы: безгрёзье, чернобровье, равнокровье, цветочье, замужница, гениалец, лесофея…»

Все: «Браво! Браво!»

Посетитель 3: «Кто вы?»

Северянин: «Я, гений Игорь Северянин…»

(Читает стихотворение Северянина «Я, гений Игорь Северянин…»)

«Я, гений Игорь Северянин.

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!


 

От Баязета к Порт-Артуру

Черту упорную провел.

Я покорил литературу!

Взорлил, гремящий, на престол!


 

Я выполнил свою задачу.

Литературу покорив.

Бросаю сильным на удачу

Завоевателя порыв».

Посетитель 2: «Ваши стихи – мучительная пошлость, вы стихотворец дурного вкуса, возомнивший себя гением!»

Хлебников: «Я не согласен с вами, девушка. Мы с вами, Игорь, очень разные. Но в восприятии жизни и поэзии у нас очень много общего».

Поклонница: «В ваших стихах я тоже нахожу много своего».

(Читает стихотворение Северянина «Ананасы в шампанском!»)

Ананасы в шампанском! Ананасы

в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! весь я в чем-то

испанском!

Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо!

Стрекот аэропланов! беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! крылолет буэров!

Кто-то здесь зацелован! там кого-то побили!

Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!»

Все: «Браво! Браво!»

Северянин: «Но достаточно, господа. Интерес к моей персоне чрезмерен и слишком опоэчен. Взорлим к златогрезным гениальцам, чтобы огимнить их святозарные чарунья-картины.»

2 экскурсовод: «Последняя часть нашей экспозиции – работы Юрий Анненкова, знаменитого графика. Галерея его острохарактерных портретов составила славу художника».

Посетитель 3: «Неудивительно, это вам не Пиросмани. Они хоть на людей похожи».

Посетитель 1: «Но вот этот больше похож на циклопа, по-моему».

1 экскурсовод: «Как можно! Это же Маяковский!»

Хлебников: «А это, кажется, я».

Все: «Удивительно похож!»

2 экскурсовод: «Итак, дамы и господа, мы завершаем нашу экскурсию».

1 экскурсовод: «Несмотря на то, что искусство авангарда вызывает много споров, оно является свежей струей в развитии культуры нашего времени».

Посетитель 2: «Авангардисты-бунтари ввели новые жанры в литературе, живописи, музыке».

Северянин: «Они сумели модернизировать даже лексику русского языка, расширили его словарь».

Поклонница: «И потомки оценили их вклад в развитие культуры России».


 

Учитель истории:

Просим вас проголосовать. Пока представители счётной комиссии подсчитывают результаты голосования, мы подводим итоги нашего урока.


 

V. Систематизация теоретического материала.

Учитель литературы:

В ходе презентации проектов мы получили представление о наиболее ярких явлениях русской культуры конца XIX – начала XX века.

  1. Почему же Н.Бердяев назвал это время «Серебряным веком» русского искусства?

  2. Назовите новые явления в культуре России начала ХХ века.

Учитель истории:

Итак, посмотрим на экран голосования.

(Объявляются итоги голосования)

Мы проанализируем результаты нашей работы на следующем уроке. Большое спасибо всем. Урок окончен.Приложение.


 

Основные направления в развитии литературы и искусства в начале ХХ века.



 

Copyright MyCorp © 2007
Создание сайтов