№ |
Наименование
раздела
программы |
Тема
урока
|
Количество
часов |
Тип
урока
|
Элементы
содержания |
Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
(результат) |
Вид
контроля.
Измерители |
Элементы
дополнительного
(необязательного)
содержания |
Д/З |
1
|
|
Введение.
Живое
средневековье. |
1 |
Урок
изучения
нового |
Понятие
«средние
века».
Хронологические
рамки
средневековья.
Исторические
источники.
|
Воспроизводить
информацию,
содержавшуюся
в устном
изложении
учителя. |
Вопросы. |
|
Введение |
Становление
средневековой
Европы (VI–XI
века) |
4 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Древние
германцы
и
Римская
империя. |
1 |
Комбинированный |
Великое
переселение
народов.
Кельты,
германцы,
славяне.
Занятия
германцев.
Выделение
знати.
Падение
Западной
Римской
империи.
Гунны.
|
Работать
с
контурной
картой,
выявлять
сходства
и
отличия
обществ
германцев
и
римлян. |
Задания
с
кратким
ответом |
Образование
варварских
королевств. |
§ 1,
р/т. |
3 |
|
Королевство
франков
и
христианская
церковь
в
VI
–
VIII
веках. |
1 |
Комбинированный |
Франки:
расселение,
занятия,
хозяйственное
и
общественное
устройство.
Появление
государства.
Король
Хлодвиг.
Христианская
церковь.
Монастыри.
|
Выявлять
отличия
власти
короля
от
власти
вождя;
работать
с
контурной
картой. |
Вопросы |
|
§ 2,
р/т. |
4 |
|
Возникновение
и распад
империи
Карла
Великого.
Феодальная
раздробленность. |
1 |
Комбинированный |
Карл
Великий.
Войны в
Италии и
Испании.
Франкская
империя
и её
распад.
Междоусобные
войны.
Сеньоры
и
вассалы.
Феодальная
лестница.
|
Оценивать
деятельность
исторических
личностей
(на
примере
Карла
Великого);
работать
с
историческими
документами.
|
Вопросы. |
Политическая
раздробленность.
Норманнские
завоевания |
§ 3,
р/т. |
5
|
|
Западная
Европа в
IX
–
XI
веках.
Культура
Западной
Европы в
раннее
Средневековье. |
1
|
Комбинированный |
Слабость
королевской
власти
во
Франции.
Священная
Римская
империя.
Англия в
раннее
средневековье;
англосаксы
и
норманнское
завоевание.
Представления
людей о
мире.
Каролингское
Возрождение.
Искусство.
Литература.
|
Указывать
на
контурной
карте
завоеванные
норманнами
земли;
называть
существенные
черты
представлений
средневекового
человека
о мире. |
Задания
с
кратким
ответом |
Роль
христианства
в раннем
средневековье.
Христианизация
Европы.
Аврелий
Августин.
Иоанн
Златоуст.
|
§ 4,
5, р/т
(к §4;
стр.
19-20
№1,2) |
Византийская
империя
и
славяне
в
VI
–
XI
веках.
|
2 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
Византия
при
Юстиниане.
Борьба
империи
с
внешними
врагами.
Культура
Византии. |
1 |
Комбинированный |
Территория,
хозяйство,
государственное
устройство
Византии.
Византийские
императоры.
Юстиниан
и его
реформы.
Войны
Юстиниана.
Культура
Византии.
Вторжения
славян и
арабов.
|
Составлять
описание
произведений
искусства;
сравнивать
управление
государством
(Византии
и
империи
Карла
Великого). |
Вопросы. |
Императоры
Византии. |
§ 6,7,
р/т
(к §6) |
7 |
|
Образование
славянских
государств. |
1 |
Комбинированный |
Расселение
славян.
Занятия
и образ
жизни
славян.
Болгарское
государство.
Великоморавская
держава
и
создатели
славянской
письменности
– Кирилл
и
Мефодий.
Образование
Чехии и
Польши. |
Сравнивать
образ
жизни
народов
(славян
и
германцев);
оценивать
деятельность
исторических
личностей
(Кирилла
и
Мефодия). |
Задания
с
кратким
ответом |
|
§ 8,
р/т. |
Арабы
в
VI
–
XI
веках. |
1 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
Возникновение
ислама.
Арабский
халифат
и его
распад.
Культура
стран
халифата. |
1 |
Комбинированный |
Расселение,
занятия
арабских
племен.
Мухаммед
и
рождение
ислама.
Завоевания
арабов в
Азии,
Северной
Африке,
Европе.
Распространение
ислама.
Культура
арабов. |
Работать
с
контурной
картой,
составлять
описание
произведений
искусства. |
Задания
с
развёрнутым
ответом.
|
Арабские
племена:
расселение,
занятия |
§ 9, 10,
р/т
(к §10
с.32) |
Феодалы
и
крестьяне.
Средневековый
город в
Западной
и
Центральной
Европе. |
4 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
В
рыцарском
замке. |
1 |
Комбинированный |
Замок
феодала.
Снаряжение
рыцаря.
Развлечения
рыцарей.
Правила
поведения
рыцарей. |
Использовать
иллюстрации
при
описании
снаряжения
и замка
рыцаря. |
Задания
с
кратким
ответом |
|
§ 11, р/т. |
10 |
|
Средневековая
деревня
и её
обитатели. |
1 |
Комбинированный |
Феодальное
землевладение.
Феодальная
знать.
Жизнь,
быт,
труд
крестьян.
Крестьянское
хозяйство.
Феодальная
зависимость
и
повинности.
Крестьянская
община. |
Называть
существенные
черты
социального
положения
людей
(на
примере
феодалов
и
крестьян). |
Задания
с
кратким
ответом. |
|
§ 12, р/т. |
11 |
|
Формирование
средневековых
городов.
|
1 |
Комбинированный |
Возникновение
городов.
Города –
центры
ремесла,
торговли,
культуры.
Цехи и
гильдии.
|
Устанавливать
причинно-следственные
связи
(на
примере
возникновения
городов). |
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
|
§ 13, р/т. |
12 |
|
Горожане
и их
образ
жизни. |
1 |
Комбинированный |
Городские
сословия.
Городское
управление.
Жизнь и
быт
горожан.
Средневековые
города –
республики. |
|
Вопросы.
|
|
14,
(к § 14,
с. 48) |
Католическая
церковь
в
XI
–
XIII
веках. |
2 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
Могущество
папской
власти.
Католическая
церковь
и
еретики. |
1 |
Комбинированный |
Разделение
христианства
на
католицизм
и
православие.
Светские
правители
церковь.
Ереси и
преследование
еретиков.
|
Выявлять
различия
католической
и
православной
церквей. |
Таблица,
тест. |
Власть
духовная
и
светская.
Фома
Аквинский.
Ереси и
борьба
церкви
против
их
распространения.
|
§ 15, р/т. |
14 |
|
Крестовые
походы. |
1 |
Комбинированный |
Крестовые
походы
феодалов,
послед-я.
Крестовые
походы
бедноты.
Духовно-рыцарские
ордены.
Борьба
народов
Востока
против
крестоносцев.
|
Наносить
на
контурную
карту
походы
крестоносцев,
обозначать
государства
крестоносцев. |
Задания
с
кратким
ответом. |
Католицизм,
православие
и ислам
в эпоху
крестовых
походов.
Начало
Реконкисты
на
Пиренейском
полуострове.
|
§ 16,
р/т
(к §16,
с.56). |
Образование
централизованных
государств
в
Западной
Европе (XI
–
XV
века). |
6 |
|
|
|
|
|
|
15 |
|
Объединение
Франции. |
1 |
Комбинированный |
Усиление
королевской
власти.
Сословно-представительная
монархия;
Генеральные
Штаты.
Первые
успехи
объединения.
|
Выявлять
изменения
в
положении
разных
соц.
групп
(крестьян,
государей,
римских
пап). |
Задания
с
кратким
ответом. |
|
§ 17,
р/т. |
16 |
|
Что
англичане
считают
началом
своих
свобод. |
1 |
Комбинированный |
Нормандское
завоевание.
Генрих
II
и его
реформы.
Великая
хартия
вольностей.
Парламент.
Сословная
монархия.
Экономическое
и
социальное
развитие
страны. |
Сравнивать
причины
образования
централизованного
государства
во
Франции
и
Англии;
делать
выводы. |
Тест. |
|
§ 18,
р/т. |
17 |
|
Столетняя
война. |
1 |
Комбинированный |
Причины
войны и
повод к
ней.
Итоги и
последствия
Столетней
войны.
|
Наносить
на
контурную
карту
ход
боевых
действий. |
Вопросы.
|
Жанна
д'Арк. |
§ 19,
р/т. |
18 |
|
Крестьянские
восстания
во
Франции
и в
Англии. |
1 |
Комбинированный |
Положение
крестьян
во
Франции
и
Англии.
Жакерия.
Восстание
Уота
Тайлера.
|
Сравнивать
причины,
ход,
последствия
восстаний
во
Франции
и
Англии.
|
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
|
§ 20,
р/т. |
19 |
|
Усиление
королевской
власти в
конце
XV
века во
Франции
Англии. |
1 |
Комбинированный |
Завершение
объединения
Франции.
Образование
централизованного
государства.
Война
Алой и
Белой
розы в
Англии.
Генрих
VIII.
|
Давать
самостоятельную
оценку
историческим
явлениям. |
Таблица,
тест. |
|
§ 21,
р/т. |
20 |
|
Реконкиста
и
образование
централизованных
государств
на
Пиренейском
полуострове. |
1 |
Комбинированный |
Мусульманская
Испания.
Реконкиста.
Образование
Испанского
королевства.
Введение
инквизиции
в
Испании.
|
Работать
с
контурной
картой
(на
примере
Реконкисты).
|
Задания
с
кратким
ответом. |
|
§ 22,
р/т
(и
с.75) |
Германия
и Италия
в
XII
–
XV
веках.
Славянские
государства
и
Византия
в
XIV
–
XV
веках.
|
3 |
|
|
|
|
|
|
21
|
|
Усиление
власти
князей в
Германии.
Расцвет
итальянских
городов. |
1
|
Комбинированный |
Территориальные
княжества
в
Германии.
Натиск
на
Восток.
Союзы
городов.
Городские
республики
в
Италии.
Гвельфы
и
гибеллины.
Правление
Медичи
во
Флоренции.
|
Сравнивать
особенности
развития
Германии
и
Италии;
давать
самостоятельную
оценку
историческим
событиям. |
Задания
с
развёрнутым
ответом.
|
|
§ 23,
24, р/т
(к § 25
и с. 79) |
22 |
|
Гуситское
движение
в Чехии. |
1 |
Комбинированный |
Чехия в
XIV
веке. Ян
Гус.
Гуситские
войны,
их
значение.
Народное
войско. |
Работать
с
картой;
оценивать
деятельность
исторических
личностей
(Ян
Гус). |
Задания
с
кратким
ответом. |
Кризис
католической
церкви.
Папы и
императоры. |
§ 25,
р/т. |
23 |
|
Завоевание
турками-османами
Балканского
полуострова. |
1 |
Комбинированный |
Балканские
страны
перед
завоеванием.
Завоевания
турок-османов.
Битва на
Косовом
поле.
Гибель
Византии.
|
Работать
с
контурной
картой
(на
примере
завоеваний
турок-османов). |
Тест. |
|
§ 26,
р/т (к §
26, с.
85) |
Культура
Западной
Европы в
XI
–
XV
веках. |
3 |
|
|
|
|
|
|
24 |
|
Образование
и
философия.
Средневековая
литература
и
искусство. |
1 |
Комбинированный |
Представления
средневекового
человека
о мире.
Место
религии
в жизни
человека
и
общества.
Наука и
образование.
Появление
университетов.
Развитие
знаний и
церковь. |
Составлять
описание
достижений
культуры;
работать
с
дополнительной
литературой. |
Задания
с
кратким
ответом. |
|
§ 27,
28, р/т
(к §
28). |
25 |
|
Культура
раннего
Возрождения
в
Италии.
|
1 |
Комбинированный |
Возрождение
античного
наследия.
Новое
учение о
человеке.
Гуманизм.
Искусство
раннего
Возрождения.
|
Выявлять
новые
черты в
искусстве;
сравнивать
идеи
гуманистов.
|
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
|
§ 29,
р/т. |
26 |
|
Научные
открытия
и
изобретения. |
1 |
Комбинированный |
Развитие
науки и
технике.
Появление
огнестрельного
оружия.
Развитие
мореплавания
и
кораблестроения.
Изобретение
книгопечатания.
|
Использовать
иллюстрации
при
рассказе
о
технических
открытиях
и
изобретениях. |
Тест. |
|
§ 30,
р/т
(к § 30
и с.
94). |
Народы
Азии.
Америки
и Африки
в
Средние
века. |
3 |
|
|
|
|
|
|
27 |
|
Средневековый
Китай.
|
1 |
Комбинированный |
Император
и
подданные.
Крестьянская
война.
Китай
под
властью
монголов.
Борьба
против
завоевателей.
Культура
средневекового
Китая.
|
Составлять
описание
достижений
культуры
стран. |
Таблица |
|
§ 31 |
28 |
|
Индия:
государства
и
культура. |
1 |
Комбинированный |
Индийские
княжества.
Вторжение
мусульман.
Делийский
султанат.
Культура
Индии. |
Сравнивать
особенности
развития
Китая и
Индии. |
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
Средневековая
Япония.
|
§ 32, р/т
(к § 32) |
29
|
|
Государства
и народы
доколумбовой
Америки.
Африка. |
1
|
Комбинированный |
Народы
Америки.
Государства.
Культура.
Государства
и народы
Африки. |
Составлять
развернутый
план
параграфа;
выявлять
особенности
развития
стран. |
Задания
с
кратким
ответом. |
|
§ 33,
34, р/т
|
30 |
|
Наследие
Средних
веков в
истории
человечества. |
1 |
Урок
обобщения |
Средние
века в
истории.
Народы и
государства
на
исторической
карте.
Достижения
производства
и
техники.
Культурное
наследие.
|
|
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
|
Заключение |
1 |
|
Введение.
Что
изучает
история
Отечества. |
1 |
Урок
изучения
нового |
Что
изучает
история
Отечества.
История
России –
часть
всемирной
истории.
История
региона
– часть
истории
России.
Исторические
источники.
|
Воспроизводить
информацию,
содержавшуюся
в устном
изложении
учителя. |
Вопросы. |
|
Введение |
Русь
Древняя.
|
11 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Восточные
славяне. |
1 |
Комбинированный |
Древние
люди на
территории
нашей
страны.
Происхождение
и
расселение
восточных
славян.
Занятия
славян.
Быт,
нравы и
верования
восточных
славян.
Управление. |
Использовать
карту
при
рассказе
о
происхождении
восточных
славян;
работать
с истор.
документами |
Задания
с
кратким
ответом |
|
§ 1 |
3 |
|
Соседи
восточных
славян. |
1 |
Комбинированный |
Племена
Восточной
Европы:
расселение,
занятия,
верования.
Тюркский
и
Аварский
каганаты.
Хазарский
каганат.
Волжская
Булгария
и
Византия.
|
Работать
с
исторической
картой;
выявлять
сходства
и
отличия
государств.
|
Задания
с
кратким
ответом. |
Города-государства
Северного
Причерноморья.
Скифское
царство. |
§ 2 |
4 |
|
Формирование
Древнерусского
государства. |
1 |
Комбинированный |
Предпосылки
и
причины
образования
государства
у
восточных
славян.
Совершенствование
приемов
земледелия,
развитие
ремесла
и
торговли,
появление
городов.
Варяги.
Образование
Древнерусского
государства.
|
Устанавливать
причинно-следственные
связи
(на
примере
образования
Древнерусского
государства);
работать
с
документами. |
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
«Повесть
временных
лет» о
начале
Руси.
|
§ 3 |
5 |
|
Первые
киевские
князья. |
1 |
Комбинированный |
Характер
древнерусской
державы.
Князь и
дружина.
Полюдье.
Деятельность
Олега,
Игоря,
Ольги по
укреплению
Древнерусского
государства.
Походы
Святослава.
|
Показывать
на карте
походы
князей;
давать
характеристику
деятельности
князей.
|
Вопросы.
|
Русь и
Византия. |
§ 4 |
6 |
|
Князь
Владимир.
Принятие
христианства. |
1 |
Комбинированный |
Борьба
за
киевский
престол.
Начало
правления
князя
Владимира.
Причины
принятия
христианства.
Крещение
Руси.
Значение
принятия
христианства.
|
Устанавливать
причинно-следственные
связи
(на
примере
принятия
христианства);
делать
выводы.
|
Задания
с
развёрнутым
ответом.
|
|
§ 5 |
7-8 |
|
Расцвет
Древнерусского
государства
при
Ярославе
Мудром. |
2 |
Комбинированный |
Борьба
за
власть
сыновей
Владимира.
Русь при
Ярославе
Мудром:
внутренняя
и
внешняя
политика,
управление
государством.
Русская
правда.
Формирование
древнерусской
народности.
Земельные
отношения.
Основные
социальные
слои
населения
Руси.
|
Давать
характеристику
деятельности
исторических
личностей
(на
примере
Ярослава
Мудрого);
работать
с
документами;
делать
выводы.
|
Таблица,
тест. |
|
§ 6 |
9 |
|
Культура
Древней
Руси. |
1 |
Комбинированный |
Особенности
культуры
Древней
Руси.
Устное
народное
творчество.
Письменность
и
грамотность.
Литература.
Зодчество
и
изобразительное
искусство.
Художественное
ремесло. |
Использовать
иллюстрации
при
рассказе
о
достижениях
культуры.
|
Задания
с
кратким
ответом. |
|
§ 7 |
10 |
|
Быт и
нравы
Древней
Руси. |
1 |
Комбинированный |
Образ
жизни
князей и
бояр.
Военное
дело.
Быт и
образ
жизни
горожан
и
земледельцев.
|
Сравнивать
образ
жизни
разных
групп
населения. |
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
|
§ 8 |
11-12 |
|
Русь
Древняя. |
2 |
Урок
обобщения |
Древнерусское
государство.
Деятельность
первых
киевских
князей. |
Сравнивать
исторические
явления. |
Задания
с
кратким
ответом. |
Международные
связи
Древней
Руси. |
Повтор. |
Политическая
раздробленность
на Руси
(XII
–
XIII
века). |
10 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
Начало
раздробления
Древнерусского
государства. |
1 |
Урок
изучения
нового |
Причины
раздробленности
Руси.
Образование
самостоятельных
княжеств
и
земель.
Характер
политической
власти в
период
раздробленности.
Владимир
Мономах. |
Характеризовать
деятельность
исторических
личностей
(на
примере
Владимира
Мономаха). |
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
|
§ 9 |
14-15 |
|
Главные
политические
центры
Руси. |
2 |
Комбинированный |
Владимиро-Суздальское
княжество:
характер
княжеской
власти,
внутренняя
и
внешняя
политика.
Юрий
Долгорукий.
Борьба
за Киев.
Возвышение
Владимиро-Суздальского
княжества.
Новгородская
земля:
особенности
социальной
структуры
и
политического
устройства.
Галицко-Волынское
княжество:
взаимоотношения
между
боярами
и
князем.
|
Показывать
на карте
границы
русских
земель;
выявлять
особенности
их
развития,
выделяя
общие и
отличительные
черты;
характеризовать
деятельность
русских
князей.
|
Задания
с
кратким
ответом. |
|
§ 10, 11 |
16 |
|
Нашествие
с
Востока. |
1 |
Комбинированный |
Создание
державы
Чингисхана.
Сражение
на
Калке.
Вторжение
в
Рязанскую
землю.
Разгром
Владимирского
княжества.
Поход на
Новгород.
Нашествие
на
Юго-Западную
Русь и
Центральную
Европу.
|
Наносить
на карту
походы
Батыя;
использовать
карту
при
рассказе
о
сопротивлении
русских
городов.
|
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
|
§ 12 |
17 |
|
Борьба
Руси с
западными
завоевателями. |
1 |
Комбинированный |
Походы
шведов
на Русь.
Завоевание
крестоносцами
Прибалтики.
Князь
Александр
Ярославович.
Невская
битва.
Ледовое
побоище.
Значение
победы
над
крестоносцами.
|
Пользуясь
схемой,
рассказывать
о
битвах;
характеризовать
деятельность
исторических
личностей
(Александр
Невский). |
Тест. |
|
§ 13 |
18 |
|
Русь и
Золотая
Орда. |
1 |
Комбинированный |
Образование
Золотой
Орды.
Ордынское
владычество.
Повинности
русского
населения.
Борьба
русского
населения
против
ордынского
владычества.
Последствия
ордынского
владычества.
|
Выявлять
особенности
зависимости
Руси от
Золотой
Орды и
её
последствия
на
развитие
Руси.
|
Задания
с
кратким
ответом. |
Чингис-хан
и
объединение
монгольских
племен.
Монгольские
завоевания. |
§ 14 |
19 |
|
Русь и
Литва. |
1 |
Комбинированный |
Формирование
Литовско-Русского
государства.
Характер
Литовско-Русского
государства.
Значение
присоединения
русских
земель к
Литве.
|
Устанавливать
причинно-следственные
связи
(на
примере
Литовско-Русского
государства). |
Задания
с
кратким
ответом |
|
§ 15 |
20 |
|
Культура
русских
земель в
XII
–
XIII
веках. |
1 |
Комбинированный |
Общерусское
культурное
единство.
Накапливание
научных
знаний.
Литература.
Идея
единства
Русской
земли в
произведениях
культуры.
Зодчество.
Живопись.
|
Характеризовать
особенности
развития
культуры;
составлять
описание
достижений
культуры. |
Задания
с
кратким
ответом. |
«Слово о
полку
Игореве». |
§ 16 |
21 |
|
Родной
край в
древности. |
1 |
Комбинированный |
Первые
поселения
на
территории
нашего
края.
Занятия
населения.
|
Выявлять
особенности
развития
края. |
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
|
В тетр. |
22 |
|
Политическая
раздробленность
на Руси.
|
1 |
Урок
обобщения |
Причины
и
последствия
раздробленности
Руси.
Главные
политические
центры
Руси и
их
особенности. |
Обобщать
исторические
события
и
явления;
делать
выводы. |
Вопросы.
|
|
Повтор. |
Русь
Московская
(XIV
–
XVI
века). |
15 |
|
|
|
|
|
|
23 |
|
Предпосылки
объединения
русских
земель.
Усиление
Московского
княжества. |
1 |
Урок
изучения
нового |
Социально-экономическое
и
политическое
развитие
Северо-Восточной
Руси.
Причины
и
предпосылки
объединения
русских
земель.
Борьба
Москвы и
Твери.
Правление
Ивана
Калиты.
Причины
возвышения
Москвы. |
Определять
причины
и
предпосылки
создания
единого
государства;
характеризовать
деятельность
исторических
личностей
(Иван
Калита).
|
Таблица,
тест. |
Русские
земли в
составе
Великого
княжества
Литовского. |
§ 17 |
24 |
|
Москва –
центр
борьбы с
ордынским
владычеством.
Куликовская
битва. |
1 |
Комбинированный |
Борьба
Москвы
за
политическое
первенство.
Взаимоотношения
Москвы с
Золотой
Ордой и
Литвой.
Куликовская
битва и
её
значение.
Дмитрий
Донской.
|
Использовать
схему
при
рассказе
о битве;
характеризовать
деятельность
истор.
личностей
(Дмитрий
Донской). |
Задания
с
кратким
ответом. |
|
§18 |
25 |
|
Московское
княжество
и его
соседи в
конце
XIV
–
середине
XV
века. |
1 |
Комбинированный |
Василий
I.
Московская
усобица,
её
значение.
Распад
Золотой
Орды.
Союз
Литвы и
Польши.
Грюнвальдская
битва.
Образование
русской,
украинской
и
белорусской
народностей.
|
Характеризовать
политику
исторических
личностей
(Василий
I);
использовать
карту
при
рассказе
об
объединении
русских
земель.
|
Задания
с
развёрнутым
ответом.
|
|
§ 19 |
26 |
|
Создание
единого
Русского
государства
и конец
ордынского
владычества. |
1 |
Комбинированный |
Конец
ордынского
ига.
Иван
III.
Присоединение
Новгорода
к
Москве.
Присоединение
Твери.
Василий
III.
Завершение
объединения
русских
земель.
|
Работать
с
исторической
картой
(показывать
территории,
присоединенные
к
Москве);
делать
выводы. |
Задания
с
кратким
ответом. |
Многонациональный
состав
населения
страны.
|
§ 20 |
27 |
|
Московское
государство
в конце
XIV
– начале
XVI
века. |
1 |
Комбинированный |
Усиление
великокняжеской
власти.
Местничество.
Система
кормлений.
Преобразования
в
войске.
Ограничение
свободы
крестьян.
Появление
казачества.
Зарождение
феодально-крепостнической
системы.
|
Выявлять
новые
черты в
развитии
земледелия,
политического
устройства
и
характера
княжеской
власти
на Руси
в
XVI
веке.
|
Тест. |
Местничество. |
§ 21 |
28 |
|
Церковь
и
государство
в конце
XIV
– начале
XVI
века. |
1 |
Комбинированный |
Изменения
в
положении
Русской
православной
церкви.
Монастыри.
Ереси.
Нестяжатели
и
иосифляне.
Теория
«Москва
– Третий
Рим».
|
Сравнивать
религиозные
течения;
анализировать
исторические
документы.
|
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
|
§ 22 |
29 |
|
Реформы
Избранной
рады. |
1 |
Комбинированный |
Боярское
правление.
Венчание
Ивана
IV
на
царство.
Восстание
1547 г.
Избранная
рада.
А.Адашев.
Сильвестр.
Судебник
1550 г.
Реформы
центрального
и
местного
управления.
Стоглавый
собор.
Военные
реформы.
|
Устанавливать
причинно-следственные
связи
(на
примере
реформ
Ивана
IV);
анализировать
исторические
документы.
|
Задания
с
кратким
ответом. |
Предпосылки
централизации
страны. |
§ 23 |
30-31 |
|
Внешняя
политика
Ивана
IV. |
2 |
Комбинированный |
Внешнеполитические
успехи
России в
50-е гг.
Присоединение
Казанского
и
Астраханского
ханств.
Оборона
южных
рубежей.
Поход
Ермака.
Западной
Сибири.
Ливонская
война.
|
Работать
с
исторической
картой
(показывать
ход
войны и
присоединение
земель). |
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
Ермак.
Освоение
Дикого
поля.
Казачество. |
§ 24 |
32 |
|
Опричнина. |
1 |
Комбинированный |
Обострение
внутриполитической
борьбы в
начале
60-х гг.
Падение
Избранной
рады.
Поход на
Новгород.
Опричнина:
цели,
сущность,
итоги и
последствия.
|
Характеризовать
деятельность
исторических
личностей
(Иван
Грозный);
делать
выводы
об
итогах
развития
государства.
|
Тест,
вопросы. |
|
§ 25 |
33 |
|
Просвещение,
устное
народное
творчество,
литература
в
XIV
–
XVI
веках. |
1 |
Комбинированный |
Особенности
развития
русской
культуры
в
XIV
–
XVI
веках.
Просвещение.
Начало
книгопечатания.
Иван
Федоров.
Устное
народное
творчество.
Литература |
Сравнивать
особенности
развития
русской
культуры
в разные
периоды
истории.
|
Задания
с
кратким
ответом. |
«Задонщина».
«Сказание
о
князьях
Владимирских». |
§ 26 |
34 |
|
Архитектура
и
живопись
в
XIV
–
XVI
веках. |
1 |
Комбинированный |
Зодчество
в
XIV
–
XV
вв.
Архитектура
Московского
государства
в
XVI
в.
Русская
живопись.
Феофан
Грек.
Андрей
Рублев.
|
Описывать
достижения
культуры;
выявлять
новые
черты
развития
искусства. |
Таблица |
|
§ 27 |
35 |
|
Быт
XV
–
XVI
веков. |
1 |
Комбинированный |
Быт и
нравы.
Города.
Русская
изба.
Одежда.
Еда. |
Описывать
быт
русских
людей;
использовать
иллюстрации
при
рассказе
о жизни
людей. |
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
Дионисий.
«Домострой». |
§ 28 |
36 |
|
Родной
край в
XIV
–
XVI
веках. |
1 |
Комбинированный |
Поселения
казаков,
их
занятия.
Основание
Царицына.
Значение
города.
|
|
Задания
с
кратким
ответом. |
|
В тетр. |
37 |
|
Русь
Московская. |
1 |
Урок
обобщения |
Образование
единого
государства:
причины,
предпосылки,
итоги,
значение.
|
Обобщать
исторические
события
и
явления;
делать
выводы. |
Задания
с
развёрнутым
ответом. |
|
повт. |
38 |
|
Общее и
особенное
в
развитии
средневековой
Руси и
стран
Центральной
и
Западной
Европы. |
1 |
Урок
обобщения |
Особенности
развития
Руси и
стран
Центральной
и
Западной
Европы.
|
Обобщать
и
систематизировать
изученный
материал.
|
Вопросы. |
|
повт. |
39-40 |
|
Резервные
уроки |
2 |
|
|
|
|
|
|