Урок по обществознанию в 10 классе по теме «Сферы общества»
Учитель: Зайцева Н.В.
Цели и задачи:
-
Повторить и обобщить знания учащихся по экономической, социальной и политической сферам общества.
-
Разъяснить этическую основу духовной сферы, научить анализировать ценности.
Ход урока:
I. Разминка.
Объявление темы урока.
Задание:
Распределите данные понятия и термины на три группы и определите принцип, по которому вы их объединили.
Потребление, прокуратура, каста, социальный статус, парламент, акция, закон, ранг, товар, федерация, налог, референдум, титул, собственность, роль.
Учащиеся по группам работают со словами.
Вывод:
Мы определили, что данные слова к трем сферам общества: экономической, социальной и политической.
На доске рисуется схема сфер общества.
Какой сферы жизни общества не хватает в схеме? (Ответ)
Объявление цели урока.
Сегодня на уроке мы повторим некоторые понятия и процессы экономической, социальной и политической сфер общества и приступим к изучению духовной сферы, рассмотрим ее этическую основу и попытаемся проанализировать ценности.
II. Игра.
Итак, мы приступаем ко второй части урока – к игре. Исходя из итогов разминки, мы определим право выбора вопросов командами. (Правила игры)
Задания:
Экономическая сфера.
А) Приведите в соответствие типы экономических систем и их характеристику:
1) традиционная экономика
2) командно-административная система
3) рыночная экономика
а) отражает интересы потребителя и производителя в условиях частной собственности и конкуренции
б) основой является замкнутое натуральное хозяйство, осуществляется уравнительное распределение (по обычаю, традиции)
в) особую роль играет государство, осуществляющее директивное планирование производства и обмена
В) Заполните таблицу «Экономические характеристики разных типов обществ».
Доиндустриальное общество |
Индустриальное общество |
Постиндустриальное общество |
|
|
|
С) Перед вами фрагмент Федерального закона о рекламе (1995). Внимательно изучите его и ответьте на поставленные вопросы.
«Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы:
1. При производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются:
— дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних;
— внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары;
— привлечение внимания несовершеннолетних к тому, что обладание теми или иными товарами дает им какое-либо пре имущество над другими несовершеннолетними, а также к тому, что отсутствие этих товаров дает обратный эффект;
— размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;
— преуменьшение необходимого уровня навыков использования товара у несовершеннолетних;
— создание у несовершеннолетних нереального (искаженно го) представления о стоимости (цене) товара для несовершеннолетнего, в частности путем применения слов «только», «всего» и тому подобных, а также путем прямого или косвенного указания на то, что рекламируемый товар доступен для любо го семейного бюджета.
2. Текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается
1) Почему законодатель предусматривает необходимость особого регулирования рекламной продукции для несовершеннолетних?
2) Перечислите специальные требования к рекламе для несовершеннолетних, предусмотренные законом.
Ответы:
А) 1 – б, 2 – в, 3 – а.
В)
Доиндустриальное общество |
Индустриальное общество |
Постиндустриальное общество |
большинство занятого населения трудится в аграрном секторе (сельском хозяйстве) |
подавляющая часть людей (три четверти занятого населения) трудится в промышленности (индустрии) |
большинство занятого населения трудится не в промышленности, а в сфере обслуживания и информации |
С)
1) Несовершеннолетние потребители отличаются рядом особых качеств:
1) у них мало опыта;
2) они излишне доверчивы;
3) они эмоционально восприимчивы, быстро увлекаются;
4) они легче поддаются на обман;
5) у них меньше знаний и информации
2) Рекламная продукция, предназначенная для несовершеннолетних, не должна:
1) подрывать авторитет старших;
2) заставлять детей давить на родителей с целью покупки товара;
З) показывать преимущества обладателя товара перед сверстниками;
4) показывать несовершеннолетних в рискованных, опасных ситуациях
Социальная сфера.
А) Приведите в соответствие тип социальной мобильности и его признаки:
а) Вертикальная мобильность
б) Горизонтальная мобильность
1) изменение профессии
2) переезд из одного города в другой без изменения профессии
3) повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер — ведущий инженер)
4) повышение уровня образования (техник, получив высшее образование, стал начальником цеха)
5) понижение в должности
В) Заполните таблицу «Социальные движения».
Реформаторские |
Регрессивные |
Утопические |
Революционные |
|
|
|
|
С) Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
«1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, на стоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем «другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей. (Так, например, «деньги» служат средством обмена, которое действующее лицо принимает потому, что ориентирует свои действия на ожидание готовности со стороны многочисленных не знакомых и неопределенных «других» в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена.)
2. Не все типы взаимоотношений людей носят социальный характер: социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем Происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них из бежать этого столкновения последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта — является уже социальным действием.
3. Социальное действие не идентично ни а) единообразному поведению многих людей, ни б) тому, на которое влияет поведение других. а) Если многие люди на улице открывают во время дождя зонты, то это (как правило) не означает, что действие человека ориентировано на поведение других; это просто однотипные действия для защиты от дождя. б) Известно, что на поведение человека оказывает сильное влияние просто тот факт, что он находится среди столпившейся «массы» людей.. Такое поведение определяется как поведение, обусловленное массовостью. <...
Подобное поведение, обусловленное (или отчасти обусловленное) только фактом присутствия в толпе как таковым, выражающееся в простой реакции на данное обстоятельство и не соотнесенное с ним по своему смыслу, не входит в понятие социального действия в установленном нами значении. Правда различие здесь с уверенностью провести трудно».
(М. Вебер. Избранные произведения)
1) Какие действия, по мнению М. Вебера, можно считать социальными? Сводится ли понятие социального действия к социальной активности?
2) Приведите не менее З примеров социального действия
Ответы:
А) а – 1, 3, 4, 5 б – 2, 3
В)
Реформаторские |
Регрессивные |
Утопические |
Революционные |
выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы. | выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам. | выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества. | подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов |
С)
1) К социальному действию автор относит и бездействие в определенной ситуации (невмешательство или терпеливое восприятие). Социальными являются действия, ориентированные на поведение других.
2) Примеры:
1) выступление с докладом на конференции;
2) выполнение распоряжения начальства;
З) поездка с семьей за город.
Политическая сфера.
А) Приведите в соответствие типы политического режима с их характеристикой:
а) политический режим, при котором политическая власть допускает ограниченный плюрализм, но отношения с обществом строит в основном на принуждении
б) способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделение граждан достаточно широким кругом прав и свобод
в) политический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля за различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом
1) тоталитаризм
2) авторитаризм
3) демократический политический режим
В) Заполните таблицу «Легитимная власть».
Харизматическая власть |
Традиционная власть |
Легальная власть |
|
|
|
С) Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечения)
Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана нрав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности. охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение от административных правонарушений. (...)
Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты груда.
2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах — влечет наложение административного штрафа на граждан в раз мере от двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 20.3. Демонстрирование фашистской атрибутики или символики
Демонстрирование фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией фашистской атрибутики или символики или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией атрибутики или символики. (...)
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических или психотропных веществ в общественных местах
Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах — влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от грех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
1) Какие две задачи законодательства об административных правонарушениях реализуются в приведенных статьях?
2) Какие две юридические обязанности граждан вытекают из статей кодекса?
Ответы:
А) а – 2, б – 3, в – 1
В)
Харизматическая власть |
Традиционная власть |
Легальная власть |
Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу его исключительных личных качеств. Такие лидеры появляются обычно в периоды великих социальных потрясений. Они бросают вызов существующему порядку, воплощая либо доброе, либо злое начало. Пример: Иисус Христос, Ленин, Гитлер. |
Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу сложившихся традиций и обычаев. Народ уважает их именно за то, что они поддерживают существующий строй. Примером служат королевские и царские династии античности, средневековья и нового времени. |
Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) потому, что их наделил правом приказывать какой-либо законодательный орган, например парламент. Руководство страной для лидеров является не только служением обществу, но и работой. Чиновники из госаппарата – типичные служите ли закона. |
С)
1) Охрана собственности; охрана общественного порядка и общественной безопасности.
2) Бережно относиться к жилым домам и помещениям, самовольно не переоборудовать их; не пропагандировать фашистскую символику и атрибутику.
Подведение итогов игры.
Мы повторили три сферы общества. А теперь приступаем к изучению четвертой сферы – духовной, которая охватывает все области человеческой деятельности.
Какие ассоциации возникают у вас со словом «ценности»? Запишите на доске.
(Учащиеся записывают слова)
Попробуйте сформулировать определение ценностей, не только личностных, но общественно значимых.
(Дети дают определение, выбирается одно общее и записывается в тетрадь). Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Ценности составляют этическую основу всей духовной сферы. Давайте попробуем выбрать наиболее значимые ценности.
(Учащиеся выбирают ценности). Например: ИСТИНА, КРАСОТА, ДОБРО, ПОЛЬЗА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СВОБОДА.
Вам предлагается изобразить эти ценности в виде коллажа или рисунков.
(Учащиеся работают в группах).
Итак, мы дали определение ценностям, попытались проанализировать и изобразить некоторые из них. Но мы говорили сегодня лишь об общественно значимых ценностях, а вот подумать о личностных ценностях вам предстоит дома.
Домашнее задание:
Написать эссе «Мир ценностей современного подростка».