Игра - викторина
«С чего начинается Родина?»
(для 5 – 7 классов)
Подготовила
учитель истории Зайцева Н.В.
Цели игры: расширить знания учащихся по истории нашей страны; формировать умения с различными историческими источниками; воспитание уважительного отношения к символам России, любви к родному краю.
Оборудование: иллюстрации с изображением символов России, компьютерная презентация.
Ход игры.
1 ведущий:
Добрый день, ребята, гости! Сегодня мы проводим интеллектуально-познавательную игру «С чего начинается Родина?».
2 ведущий:
Наша игра будет проходить в четыре этапа. Этап первый – «Российская символика». Этап второй – «Так начинался Царицын». Третий этап – «Великая битва на Волге». И, наконец, заключительный этап «Современный Волгоград».
1 ведущий:
И начнем мы разговор о российской государственной символике, которая еще не так давно казалась малозначащей и не вызывала особого интереса. Теперь же, с официальным восстановлением национальных символов России, мы как новое поколение, и как просто любознательные люди обращаемся к истории российской символики.
2 ведущий:
Для любого современного государства его главные символы существуют в триединстве герб, флаг, гимн. Подобное триединство сложилось в мировой практике и законодательно оформилось в XIX веке. Однако это не означает, что государственных гербов и флагов не существовало.
1 ведущий:
В России период утверждения государственной символики был весьма длительным. При великом князе Иване III средневековая Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Петр великий закрепил за Россией трехцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая I. Все эти символы выражали величие и могущество России
2 ведущий:
Итак, начинаем игру. Первый этап – «Российская символика». Капитаны каждой команды выходят и выбирают по вопросу. Всего команда должна ответить в этом туре на 5 вопросов. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Время обдумывания - 1 мин.
Первый этап «Российская символика».
Вопросы:
-
При великом князе Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Назовите имя князя и что это за эмблема?
-
Назовите историческую личность 17 века, закрепившую за Россией трехцветный флаг?
-
По указу Николая I от 31 декабря 1833 г. был утвержден национальный символ Российского государства. Назовите его.
-
Президентским указом установлен праздник- День государственного флага. Назовите число и месяц этого праздника.
-
Указом президента РФ был утвержден новый государственный гимн России. Назовите год.
-
В современном российском гербе, который был утвержден президентским указом 30 ноября 1993г., воплощены основные элементы государственного герба дореволюционной России. Назовите эти элементы.
-
Назовите поочередно (сверху вниз) цвета Российского флага. Что они символизируют?
-
На чьи слова и музыку написан современный гимн России?
-
Что символизирует корона, шарообразная держава, скипетр, изображенные на российском гербе?
-
Что символизирует две головы орла, всадник с копьем и дракон, изображенные на российском гербе?
-
Что олицетворяет двуглавый орел, изображенный на российском гербе?
-
Что означает слово «герб»?
-
Что означает слово «гимн»?
Жюри подсчитывает количество баллов.
1 ведущий:
С чего начинается Родина?
2 ведущий:
Конечно же, она начинается со знаний современной российской символики и её многовековой истории, с чувства гордости за своё Отечество. Она начинается с любви к своему краю, к своей малой родине. Человек учится уважению к предкам и понимает, что это, в свою очередь, будет нужно для потомков. Именно поэтому так важно сегодня знать прошлое и настоящее родной земли.
1 ведущий:
Итак, объявляем начало второго этапа «Так начинался Царицын».
Второй этап «Так начинался Царицын».
2 ведущий:
Задание командам: внимательно посмотрите на слайды и назовите место Царицына, изображенное на фото. Время – 5 минут. Пока команды совещаются, небольшая разминка для болельщиков.
Командам демонстрируются слайды компьютерной презентации.
Вопросы для болельщиков:
-
Как получил свое название наш город?
-
Когда и где был образован Царицын?
-
Каким был первый герб Царицына?
-
Для чего была создана крепость на Волге?
-
Что вы знаете о создании сторожевого вала?
-
Какую станицу в нашей области называют станицей бунтарей и почему?
-
Сколько раз Петр I был в Царицыне и с какой целью?
-
Что оставил на память о своем пребывании Петр I?
После ответов команд жюри подсчитывают баллы.
1 ведущий: Следующий этап – «Великая битва на Волге». Команды получают карточки с заданием. Время выполнения – 7 минут.
Третий этап «Великая битва на Волге».
Вопросы:
Выберите правильный ответ:
1. Советский генерал, командовавший одной из армий, - Шумилов
непосредственно ведшей бои в городе и - Лелюшенко
непосредственно оборонявшей Сталинград. - Катуков
2. Командующий советских войск, завершавших - Соколовский
разгром фашистов в Сталинграде, - Рокоссовский
впоследствии - маршал Советского Союза, - Якубовский
дважды герой Советского Союза.
3. Советский генерал, непосредственный - Жуков
защитник Сталинграда, в мае 1945 года - Чуйков
штурмовавший Берлин. - Берзарин
4. Генерал-фельдмаршал немецко-фашистской - фон Бок
армии, командир немецкой группировки войск - Браухич
под Сталинградом - Паулюс
5. Немецкий полководец, командовавший группой - Лист
фашистских армий, спешивших на помощь фашистам, - Манштейн
окружённым в Сталинграде, с юга. - Гальдер
6. Советский генерал, сыгравший важнейшую - Малиновский
роль в недопущении прорыва фашистских войск - Говоров
с юга, на помощь окружённым немцам в Сталинграде. - Ерёменко
7. Советский генерал, командир дивизии, в прошлом - Кулик
участник боёв в Испании, чьи войска сыграли - Родимцев
важную роль в защите города осенью 1942 года - Богданов
8. Этот советский полководец в ходе Сталинградской - Жуков
Битвы занял высокую должность Заместителя - Ворошилов
Верховного Главнокомандующего Красной Армии - Будённый
Жюри проверяет выполненные задания, подсчитывает баллы.
2 ведущий:
Ну, вот и настало время последнего этапа нашей викторины «Современный Волгоград». Задание командам – рассказать по фотографии об одном из памятных мест города.
Четвертый этап «Современный Волгоград».
Командам демонстрируются слайды компьютерной презентации. Учащиеся рассказывают о памятных местах города Волгограда.
Жюри подсчитывает баллы и объявляет итоги игры.
1 ведущий:
Наша игра подошла к концу. Спасибо командам и болельщикам за участие.
Награждение победителей и участников игры.
Ключи к заданиям игры.
Первый этап «Российская символика».
-
Иван III, герб.
-
Петр I.
-
Гимн.
-
22 августа.
-
Декабрь 1993 г.
-
Двуглавый орел, корона, скипетр, держава, всадник
-
Белый - символ мира, чистоты, правды, непорочности; синий- символ веры и верности, постоянства; красный- символ энергии, силы, крови пролитой за отечество.
-
Слова Михалкова С.В, музыка Александрова А.В.
-
Корона- символ суверенитета страны, шарообразная держава-символ единства государства, скипетр- символ власти.
-
Две головы орла- символ Европы и Азии, всадник с копьем и дракон- это символ добра и зла.
-
Великую единую и Непобедимую Россию со множеством народов и с одной для всех Родиной.
-
Эмблема государства, города, сословия.
-
1 - Торжественная песня, принятая как символ государства, 2. Вообще - хвалебная песня, музыкальное произведение.
Второй этап «Так начинался Царицын».
-
Свято-Духов (Илиодоровский) монастырь.
-
Столичные номера (гостиница).
-
Астраханский мост.
-
Государственный банк.
-
Александро – Невский собор.
-
Вокзал.
-
Городская управа.
-
Городская водокачка.
Третий этап «Великая битва на Волге».
-
Шумилов
-
Рокоссовский
-
Чуйков
-
Паулюс
-
Манштейн
-
Еременко
-
Родимцев
-
Жуков