Персональный сайт учителя истории Зайцевой Н. В.
Меню сайта
  Главная страница
  Немного о себе
  Рабочие программы
 
  Материалы к
урокам:
 
    Истории
    Обществознания
  В помощь
классному
руководителю
 
 
  Гостевая
  Обратная связь
Партнеры

Интернет каталог ListSites

 

Статистика

 

 Rambler's Top100 






Рейтинг@Mail.ru

    

 

 
 
 Электронный Волгоград 2008

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7


Классный час «А память сердце бережёт»
(к всемирному дню мира)


Подготовила учитель истории
Зайцева Н.В.

Волгоград 2007


Цели: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся, показав связь поколений; воспитывать любовь и уважение к своему народу, своей истории, бережное отношение к ветеранам Великой Отечественной, Афганской. Чеченской войн, готовность продолжить дело отцов и дедов, встав на защиту Родины; способствовать формированию представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности.
Оформление: аудитория оформлена стендами, где подобраны материалы о событиях войн, записи песен военных лет, карта военных действий, компьютерная презентация.

Учитель:
«Всемирный день мира отмечается 1 сентября в память о погибших во время Второй мировой войны. Давайте вспомним в этот день обо всех погибших во время Второй мировой и в остальных войнах. Сколько людей трагически рано покинули этот мир, оставив нас жалеть и с печалью вспоминать о них. Мы их никогда не забудем».

Чтец 1
Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.

Чтец 2
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам,
О горьком, победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!

Чтец 3
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слез.

Ведущий 1: «Более 60 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной».

Ведущий 2: «22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом».

Выходят учащиеся в солдатской форме времен Великой Отечественной войны.

Солдат 1
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала, Родина!
Солдат 2
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Солдат 3
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь» – Родина.
Солдат 4
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Солдат 5
Самое лучшее и дорогое – Родина!
Горе твое – это горе и наше, Родина!
Солдат 6
Правда твоя – это правда и наша, Родина!
Слава твоя – это слава и наша, Родина!
Солдат 1:
«Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно, война?»
Солдат 2:
«Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай: «Есть!», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины – зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь. Гибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо три раза».
Солдат 3:
«Помогите мне! Спасите меня! Я не хочу умирать! Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все?! И мое горячее тело уже не будет горячим?»
Солдат 4:
«Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я многого боялся. Дома»
Солдат 5:
«А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь еще пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не окончил».
Солдат 6:
«Я все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду бороться с танками, не спать, мучиться».

Ведущий 1:
«Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, – кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга. Победа досталась нам дорогой ценой».

Разыгрывается сценка.

Мать
Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уж на стол все собрала,
Я жду тебя, а тебя все нету.
Слетела давно вся пыль с черемух.
Мой мальчик, ты где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.
Сын
Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад,
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после конца войны,
Но фрицы не знали этого.
Нервы у всех оголены,
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мама, прости меня,
Постой за меня у калитки.
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка.
Мать
Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой.
Другой умрет в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.
Сын
Ах, мама, другой – ведь мне он брат,
Он также ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!

Ведущий 2:
«У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Потому что и сейчас где-то то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки».

Ведущий 1:
«Когда война внезапно врывается в детство и юность, сколько тогда бродит по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких! Каждый из них с чувством абсолютной правоты мог бы заявить: “Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть”».

Чтец 4
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Чтец 5
Много нынче в памяти потухло.
А живёт безделица, пустяк:
Девочкой потерянная кукла
На железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов
Низко плыл, в равнину уходя...
Тёплый дождь шушукался в берёзах,
Но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,
Молча шли, без света и воды,
Полные внезапной и жестокой,
Горькой человеческой беды.

Девочка кричала, и просила,
И рвалась из материнских рук, -
Показалась ей такой красивой
И желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,
И толпа, к посадке торопясь,
Куклу затоптала у теплушки
В жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,
И разлуки не поймёт она...
Так хоть этой крохотной потерей
Дотянулась до неё война.

Некуда от страшной мысли деться:
Это не игрушка, не пустяк. –
Это, может быть, обломок детства
На железных скрещенных путях.

Ведущий 2:
«К сожалению, вторая мировая война не была последней для нашего народа. 1979 год. Правительство Афганистана обратилось к нашей стране с просьбой ввести в страну наши войска, так как в 1978 году там разгорелась гражданская война. 26 декабря 1979 года наши войска вступили на территорию Афганистана».

Чтец 6
А мальчики совсем не виноваты
Ни в том, что родились в шестидесятом
Ни в том, что на планете нет покоя
Ни в том, что не сдавались в плен без боя.

Ведущий 1:
«По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово – война. Война, которая никогда не должна повториться,  уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.

Ведущий 2:
«Из-за высоких Гиндукуш к нам не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких»...

Ведущий 1:
«Мало, до боли мало, если задуматься над историей и судьбой человечества. В сущности, только два поколения выросло за 60 лет: дети тех, кто родился в 45-м, только-только стали входить в пору своей зрелости».

Ведущий 2:
«Тогда, до декабря 1979 года всё было также как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись.
И вдруг... Эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война».


Чтец 7
Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели,
Нас позвали друзья в грозный час,
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас!
По страницам времён
Под победные марши шагали.
Много славных российских имён
На гранитную вечность вписали.
И когда было тяжко подчас,
Силы таяли в грохоте боя,
Нас бросала на доты не раз
Непреклонная дерзость героев.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас.


Ведущий 1:
«Много горя бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство».

Ведущий 2:
«В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу».

Ведущий 1:
«Профессионально и мужественно выполняли свой долг военные, гражданские и политические советники: офицеры разведки, армейские штабники и замполиты, партийные и комсомольские работники, учителя и врачи, агрономы и архитекторы, геологи и связисты, журналисты и строители».

Ведущий 2:
«Около миллиона советских людей прошло через горнило Афганистана. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести».


Чтец 8
Горит звезда над городом Кабулом.
Горит звезда прощальная моя.
Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,
Когда на снег упал в атаке я. . .
И я лежу, смотрю, как остывает
Над минаретом синяя звезда.
Кого-то помнят или забывают
А нас и знать не будут никогда. . .
Горит звезда декабрьская, чужая,
А под звездой дымится кровью снег.
И я слезой последней провожаю,
Всё, с чем впервые расстаюсь навек.

Ведущий 1:
«15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов».

Чтец 9
Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнём,
У судьбы не спросишь что - кому,
Девять лет вы жили этим днём,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.

Ведущий 2:
«15 февраля 1989 года для многих стал днём, когда кончился счёт потерям наших солдат, служащих. Тяжёлый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не сказали они «Мама, я жив...».

Ведущий 1:
«Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность - хранить память о них, как о верных сынах Отчизны».

Чтец 10
Туманы над рекою, словно дым,
Кровавые закаты над горами.
Я навсегда останусь молодым
И буду жить коротким словом «память»
Я буду жить в ромашках придорожных,
В листве берёз, в журчащем ручейке.
В молчанье обелисков осторожном,
В жемчужинах росинок на листве.
И в небесах, промчавшись яркой чёрточкой,
За дальним полем, в темноте ночной
В траву упала голубая звёздочка
И загорелась золотой звездой.
Объята вечность тишиною звонкой,
Тяжёлой, напряжённой тишиной.
Склоняют низко головы потомки
В молчании суровом надо мной.
И надо мной склоняются берёзы
В торжественной и скорбной тишине.
Сияют в небе голубые звёзды
Над каждым из живущих на земле.

Ведущий 2:
«Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов».

Ведущий 1:
«Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное её огнём, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны».

Ведущий 2:
«Ещё долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых участников афганской войны. Эта война всегда будет жить в стихах и воинских песнях, напоминая о ненужности войны, о её трагизме и мужестве советского солдата».

Ведущий 1:
«Мы ушли из Афганистана. Но не все пули извлечены. И эта рана заживёт нескоро. И мы обязаны протянуть руку помощи тем, кто честно выполнил приказ, и чтобы война для них, наконец, закончилась».

Чтец 11
Наши судьбы текут, как ручьи,
Как прибрежный песок.
Что – песчинка, что – капля?..
И все-таки в жизни не раз
Каждый делает выбор.
И выбор порою жесток.
Даже если судьба королевств
Не зависит от нас.
Если Зло и Добро
В откровенной схватились борьбе
И последним пророчествам
Сбыться мгновенье пришло,
Загляни в свою душу:
Что вправду милее тебе,
Что влечет тебя с большею силой –
Добро или Зло?
А потом присмотрись, кто силен и наденет венец,
А кого проклянут и навеки забудут, как звать.
И опять загляни к себе в душу: хорош ли конец?
И спроси себя снова: неужто охота встревать?
Что за радость – безвестно погибнуть в неравном бою?
Может, спрятать глаза, ведь уже никого не спасти?..
Мало толку в геройстве, которого не воспоют…
Время лечит,– однажды и сам себя сможешь простить.
А еще, ты поверь, так бывает, нет хуже врагов,
Забывающих в битве жестокой про всякую честь,
Чем стоящие, тот и другой, за Добро и Любовь…
Где меж ними различье? С кем правда? Кого предпочесть?
…А потом победитель устало опустит свой меч:
Враг стоит на коленях, и мир не постигла беда…
И раздастся приказ: «Всем ослушникам головы с плеч».
С кем пребудет твой выбор, мой доблестный друг?
С кем тогда?…

Ведущий 2:
Еще не стихла боль Афганистана.
Еще в плену томятся сыновья.
А у России вновь открылась рана
С названием пронзительным - Чечня.
Туда как в бездну гонят эшелоны
Вновь погибать мужчинам на Руси
А вслед летят родительские стоны
Прости их господи! Помилуй и спаси!

Ведущий 1:
«1991 год. Власть в Чечне захватывает генерал Дудаев с сообщниками. В Чечне была установлена военная диктатура. Там стала процветать преступность, контрабанда, захват заложников. В декабре 1994 года российские войска вошли в Чечню для оказания помощи законному правительству Чечни».

Ведущий 2:
«С территории Чечни совершались набеги на Российские регионы, захватывались заложники. В республике содержались тысячи рабов. Чеченские террористы организовывали взрывы в Российских городах. Буденовск и Первомайск…Это страшно! Страдает мирное население. До сих пор гибнут там и наши ребята».

Чтец 12
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война;
Ведь эта память – наша совесть,
Она как сила нам нужна.

Учитель:
«Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество».

 
Copyright MyCorp © 2007