В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
Игра «Великие имена России» (для 9-11 классов) I
Игра «Великие имена России» (для 9-11 классов) II
Игра-викторина «С чего начинается Родина?» (для 5 - 7 классов)
Литературно-музыкальная композиция «Свадебные обряды на Руси»
(для 10-11 классов)
Классный час «А память сердце бережёт» (к всемирному дню мира)
Классный час «Когда МЫ вместе — МЫ непобедимы»
Классный час «Царицын – Сталинград – Волгоград»
Классный руководитель… Это кто?
Классный руководитель.… Как официально звучит это словосочетание! Оно означает «руководить классом»… А я не хочу руководить! Я хочу жить вместе с моими детьми одной жизнью, ругать их и хвалить, направлять и поощрять.… Хочу вместе с ними учиться, творить, радоваться, огорчаться. Мне больше по душе выражение «классная мама». Конечно, у каждого из моих ребят есть своя родная и самая лучшая мама. Она радостно встретит своего ребенка дома, когда тот вернется из школы, она заботится о нем, любит его. А кто заменит маму, когда сын или дочь в школе? К кому обратится ребенок, если его обидели или он забыл выучить урок? Кому доверится, если перед контрольной он вдруг почувствовал себя нехорошо? Кому похвалится своей новой школьной победой, если маму он увидит только вечером? Я бы хотела сказать, что, разумеется, классному руководителю. Ведь кто же, как не он, должен знать все о своих учениках и их проблемах! Но, к сожалению, в современной школе не всегда так получается. Некоторые педагоги считают, что задача классного руководителя – это вовремя объявить расписание уроков, поругать за двойки, позвонить родителям нашкодившего ученика. Я считаю, что дело совсем не в этом. Нужно быть для ребенка просто Другом, который поможет, даст совет, а может и поругает, если тот провинился… Нужно сделать все для того, чтобы дети тебе ДОВЕРЯЛИ. Это самое главное. Очень страшно, если ребенку не с кем поделиться своими победами или ошибками. Не всегда они могут рассказать о трудностях родителям. Не потому, что боятся наказания. Они боятся быть НЕПОНЯТЫМИ. Скажите, родители, как часто вы слышите от своего ребенка: «Ты меня не понимаешь!» Можно спокойно пронести это мимо ушей раз, два, три… А что потом? Глухая стена отчуждения? Когда я вдруг слышу такие слова от своего сына или от кого-то из моих учеников, это звучит для меня как предупреждение, как сигнал к действию. Я стараюсь понять, что же я сделала не так, если ребенок это произнес.… Сделала именно я, а не он. Ведь, это я – взрослая, а он еще только учится быть взрослым. Посмотрите, как относятся первоклассники к своей первой учительнице. Они, словно цыплята, вокруг мамы-курочки! В их глазах – любовь и восхищение. И такую же любовь они получают от своих учителей. Почему же, когда эти дети приходят в пятый класс, они часто натыкаются на стену равнодушия! Их глаза гаснут, они чувствуют себя ненужными, нелюбимыми… Так получилось, что в роли классного руководителя я была в основном с ребятами 10-11 классов. Я «получала» своих учеников уже со сложившимися, порой непростыми характерами… Такие классы еще называют «трудными». Мне удавалось лишь слегка направлять их бурную энергию в нужное русло. Непросто было завоевать доверие и уважение десятиклассников, если я для них стала уже седьмым классным руководителем… Но я могу с убежденностью сказать, что у меня это получилось. Первые слова любви и признательности я услышала именно от моих детей 2002 года выпуска… Потом был выпуск 2003, еще более сложный «мальчиковый» класс… И снова я слышала добрые слова… От этих двух своих классов я многому научилась, я поняла, чего именно им не хватало в школе, когда они были помладше… Наверное, поэтому, с радостью и надеждой я приняла своих пятиклашек! Я захотела стать для них самым лучшем классным руководителем, решила вложить в них все то, что не смогла другим своим детям. Мой 5 «Б» сразу стал для меня родным. Он стал мне дорог еще и потому, что в этом классе учился мой сын. Я попыталась сделать все для того, чтобы ребята поняли – я их люблю. Чему я могу научить своих ребят помимо истории? Наверное, не очень многому… Прежде всего, я стараюсь научить их дружить и сострадать, любить и прощать, творить и удивляться. Хочу, чтобы они умели видеть красивое в нашем жестоком мире, чтобы помнили о тех, кто дал им возможность в этом мире жить… Нельзя научить детей помимо их воли. Нельзя подготовить классный час на какую-то тему, самой рассказать им об этом и ждать, что ребята проникнуться вашими идеями. Надо вовлечь ребят в этот процесс! Пусть они сами предложат вам тему или сами подберут материал и подготовят этот классный час. Не бойтесь, что ваши дети совсем маленькие и не справятся с заданием. Они все смогут! Вы только в них поверьте и пусть они это увидят! И обязательно похвалите, даже если у них не все получилось… А еще с детьми нужно разговаривать… Не только на классных часах, но и просто так. Нужно знать, чем живут ваши дети, о чем мечтают. Какую музыку они любят, какие фильмы смотрят, какие книги читают… Только тогда вы будете понимать их сложный детский мир. Мои ребята уже в десятом. Я не могу с уверенностью сказать, что все у меня получилось из задуманного. Но первые плоды уже есть. Мой класс один из лучших в лицее. Не потому, что в нем собрались самые лучшие дети. Все дети самые-самые… Просто мы умеем дружить, умеем быть единым целым… Конечно, и в моем, теперь уже 10 «А» бывают проблемы и трудности. Бывают ссоры и конфликты. Но мы стараемся их преодолевать все вместе. А главное, что мои дети считают свой класс самым лучшим. Недавно одна моя ученица переехала в другой город. Уезжая, она сказала «Школа там нормальная, а вот такого класса уже не будет». Эти слова как раз и говорят о том, что мои усилия не пропали даром… В данной рубрике я планирую помещать разработки по внеклассной работе, созданные мной и моими детьми. Очень буду рада, если коллеги поделятся своими работами, чтобы поместить их на этот сайт.